Вымогатели BlackCat усовершенствовали вывод данных и крадут пароли из Veeam

Вымогатели BlackCat усовершенствовали вывод данных и крадут пароли из Veeam

Вымогатели BlackCat усовершенствовали вывод данных и крадут пароли из Veeam

При разборе августовских атак шифровальщика BlackCat/ALPHV эксперты Symantec (те, что ушли под крыло Broadcom) обнаружили новый, более скрытный вариант инструмента эксфильтрации данных Exmatter. Наблюдатели также отметили случай использования дополнительного зловреда — инфостилера Eamfo, умеющего воровать учетные данные, сохраненные с помощью Veeam.

Кросс-платформенного вредоноса BlackCat, которого в Symantec называют Noberus, многие считают преемником BlackMatter и Darkside. Операторы шифровальщика постоянно обновляют свои техники и тактики, стараясь повысить эффективность атак.

Использование Exmatter позволяет вымогателям незаметно выкачивать из корпоративной сети данные — до запуска шифрования. Украденная информация тоже становится средством шантажа: ее грозят опубликовать в случае неуплаты выкупа за ключ расшифровки.

Создатели новой версии Exmatter сократили список расширений для поиска файлов до 19 позиций (.pdf, .doc, .docx, .xls, .xlsx, .png, .jpg, .jpeg, .txt, .bmp, .rdp, .txt, .sql, .msg, .pst, .zip, .rtf, .ipt, .dwg). Из других нововведений аналитики отметили следующие:

  • вывод данных через FTP, в дополнение к SFTP и WebDav;
  • создание отчета со списком всех обработанных файлов;
  • порча файлов при обработке (функциональность пока отключена);
  • самоудаление при отсутствии корпоративного окружения (за пределами домена Active Directory);
  • снятие с поддержки Socks5;
  • развертывание с помощью групповых политик Windows.

Анализ также показал, что вредоносный код в значительной мере переписан — даже сохранившиеся функции реализованы заново и по-иному. По всей видимости, вирусописатели надеялись таким образом повысить вероятность обхода средств обнаружения.

В конце августа была зафиксирована атака BlackCat с использованием Eamfo (эксперты сочли ее делом рук одного из аффилиатов RaaS-сервиса). Этот инфостилер имеет узкую специализацию: крадет учетные данные только из бэкапов Veeam.

С этой целью он подключается к базе данных SQL, которую использует софт для резервного копирования, и посылает особый запрос. Полученные данные предоставляются оператору уже в расшифрованном виде, чтобы тот мог использовать их для своих нужд — повышения привилегий, дальнейшего продвижения по сети.

По данным экспертов, Eamfo появился на интернет-арене не позднее августа прошлого года и был также замечен в атаках других шифровальщиков — Yanluowang, LockBit.

Авторы той же BlackCat-атаки с инфостилером применили еще один инструмент — сканер GMER, нацеленный на поиск руткитов. Злоумышленникам он помог принудительно завершить неугодные процессы в скомпрометированных системах.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru