Подписанные Microsoft драйверы используются для внедрения шифровальщиков

Подписанные Microsoft драйверы используются для внедрения шифровальщиков

Подписанные Microsoft драйверы используются для внедрения шифровальщиков

Эксперты SentinelOne, Mandiant и Sophos зафиксировали целевые атаки, в ходе которых для отключения защиты конечных устройств использовались вредоносные драйверы режима ядра с подлинной подписью Microsoft. В некоторых случаях после проникновения в сеть злоумышленники внедряли в нее шифровальщика — Cuba или Hive.

Получив сообщения об абьюзах, техногигант отозвал скомпрометированные сертификаты, приостановил действие нескольких аккаунтов разработчика, открытых в рамках партнерской программы, и обновил блок-лист Microsoft Defender (1.377.987.0 и новее). Пользователям рекомендуется установить декабрьские накопительные обновления для Windows и удостовериться, что используемые антивирусы и EDR активны и получили последние апдейты.

При разборе кибератак, о которых сообщили в Microsoft, был обнаружен новый тулкит, состоящий из двух компонентов: загрузчика STONESTOP и драйвера ядра POORTRY. Первый представляет собой приложение режима пользователя, которое пытается прибить защитные продукты из вшитого списка (завершить процессы и удалить файлы). Поскольку ИБ-софт обычно огражден от вмешательства на уровне пользователя, в систему устанавливается подписанный POORTRY, позволяющий повысить привилегии.

 

В Sophos зафиксировали использование этого тулкита разными киберпреступниками. Одну из таких атак удалось пресечь до развертывания финальной полезной нагрузки; в ИБ-компании с высокой степенью уверенности полагают, что целью злоумышленников было внедрение в сеть шифровальщика Cuba.

Эксперты SentinelOne обнаружили данный тулкит в атаках против телеком-провайдеров, аутсорсеров бизнес-процессов, финансистов, поставщиков услуг по управлению ИБ. Зафиксирован случай, когда злоумышленники, проникнув сеть медучреждения, попытались запустить туда Hive.

В Mandiant наблюдали использование тулкита в августовских атаках UNC3944 — кибергруппы, с мая промышляющей сим-свопингом. Эти преступники обычно получают доступ к сети с помощью учетных данных, украденных посредством смишинга.

При загрузке драйвера ядра в Windows он получает самые высокие привилегии. Злоупотребление этой возможностью позволяет атакующему совершать действия, недоступные обычному пользователю: завершать процессы ИБ-программ, удалять защищенные файлы, выполнять функции руткита.

Начиная с Windows 10, к драйверам режима ядра предъявляется дополнительное требование — обязательное наличие цифровой подписи, получаемой в соответствии с Windows Hardware Developer Program (WHDP). С октября 2020 года введена блокировка некорректно подписанных драйверов, и многие ИБ-платформы автоматически доверяют кодам, подписанным Microsoft — чем и пользуются злоумышленники.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru