Шифровальщики, стилеры и утечки: в Group-IB назвали тренды 2023 года

Шифровальщики, стилеры и утечки: в Group-IB назвали тренды 2023 года

Шифровальщики, стилеры и утечки: в Group-IB назвали тренды 2023 года

Программы-вымогатели останутся главной кибербедой бизнеса в 2023 году. Свой аналитический отчет публикует Group-IB. Будут расти продажи доступов ко взломанным корпоративным сетям, а стилеры станут главным источником доступов в компанию.

В новом году империя программ-вымогателей сохранит за собой лидерство в рейтинге основных киберугроз для бизнеса. Такой прогноз дается в отчете компании Group-IB "Эволюция киберпреступности. Анализ, тренды и прогнозы 2022/2023".

Самыми активными группами в 2022 были Lockbit, Conti и Hive. Структура преступных группировок продолжает усложняться и все больше напоминает структуру легальных ИТ-стартапов со своей иерархией, системой найма, обучения, мотивации и отпусками.

Индустрия шифровальщиков существует и развивается за счет партнерских программ (Ransomware-as-a-Service, RaaS). Разработчики продают или сдают в аренду вредоносы своим партнерам для дальнейшего взлома сети и развертывания программ-вымогателей.

В прошлом году Group-IB обнаружила 20 новых публичных партнерских программ.

Из них в 2023 году выживут только сильнейшие: мелкие группы, как и в прошлом году, будут распадаться, а их участники перейдут в более крупные.

Количество сайтов, где злоумышленники публикуют похищенные данные компаний для более эффективного давления на жертву (Dedicated Leak Sites, DLS), выросло на 83%, достигнув 44.

По данным Group-IB, ежедневно на DLS оказываются данные 8 жертв, атакованных шифровальщиками, а всего в публичном доступе были выложены данные 2 894 компаний.

Как и ранее, большинство атак вымогателей приходилось на компании в США. Однако в прошлом году количество атак с целью выкупа за расшифровку данных на бизнес в России увеличилось в три раза. 

Рекорд по сумме выкупа поставила группа OldGremlin, потребовав от жертвы 1 млрд рублей. Подсчитать общий ущерб или число пострадавших сложно, так как данные российских компаний почти не выкладываются на DLS.

Были замечены и другие тренды, например, активное использование в качестве шифровальщика легального ПО, а также атаки вымогателей на уничтожение ИТ-инфраструктуры жертвы, а не ради денег.

Рост спроса на рынке продажи доступов в скомпрометированные сети компаний подпитывает индустрию вымогателей с новой силой. 

За прошлый год рынок продавцов доступов в даркнете вырос более чем в два раза, при этом средняя цена доступа уменьшилась вдвое. Чаще всего злоумышленники реализуют свой “товар” в виде доступов к VPN и RDP (протокол удаленного рабочего стола).

Новым способом получения доступов в инфраструктуру компаний становится использование стилеров — вредоносных программ для кражи данных с зараженных компьютеров и смартфонов пользователей.

Всего Group-IB обнаружила 380 брокеров по продаже доступов к скомпрометированной инфраструктуре компаний, которые опубликовали более 2 300 предложений на даркнет форумах. 

Самыми активными были злоумышленники под никами Novelli, orangecake, Pirat-Networks, SubComandanteVPN, zirochka — их предложения в сумме составили 25% от всего рынка продажи доступов.

В 2022 году данные, украденные с помощью стилеров, вошли в топ-3 самого продаваемого “товара” в даркнете наряду с продажей доступов и текстовыми данными банковских карт (имя владельца, номер карты, срок истечения, CVV).

Еще один тренд — данные, похищенные с помощью стилеров, злоумышленники все чаще хранят на облаках логов – специальном сервисе для доступа к украденной конфиденциальной информации. 

Впервые эти сервисы появились в 2018 году, однако пик популярности пришелся на 2022 год, когда было обнаружено 102 облака. В облаках логов было обнаружено более 12 000 доступов к сервисам Auth0, 1700 Okta, и 700 OneLogin.

В 2023 году специалисты прогнозируют и рост утечек. Подавляющее большинство баз данных российских компаний выкладывались в 2022 году на андеграундных форумах и тематических Telegram-каналах в публичный доступ бесплатно.

В 2023 году количество скомпрометированных баз данных может увеличиться, а интенсивность самого противостояния в киберпространстве будет возрастать, говорится в отчете.

“Российский рынок сервисов на основе киберразведки переживает новое рождение, своего рода ренессанс”,— считает генеральный директор Group-IB в России и СНГ Валерий Баулин. Большинство российских компаний в 2022 году осознали, что огромное количество решений для кибербезопасности бесполезны, они не укомплектованы технологиями сканирования даркнета, не сопоставляют атаку и атакующего, не имеют предикативной аналитики и не позволяют строить собственную картину киберугроз для каждой отдельно взятой компании.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru