Хакеров, шифрующих бизнес за выкуп, стало в 3 раза больше

Хакеров, шифрующих бизнес за выкуп, стало в 3 раза больше

Хакеров, шифрующих бизнес за выкуп, стало в 3 раза больше

Утроилось количество кибератак, целью который становятся деньги. Чаще всего злоумышленники шифруют магазины, производства и страховые компании. В 70% случаев бизнес оказался не готов к таким атакам.

Исследование по киберинцидентам в России за 2022 год публикует лаборатория цифровой криминалистики компании Group-IB.

Основной вывод: количество кибератак финансово мотивированных хакеров увеличилось в 2022 году почти в три раза.

Самым популярным типом киберугроз стали взломы программ-вымогателей — на них пришлось почти 70% всех инцидентов.

Чаще всего жертвами шифровальщиков в прошлом году становились российские ретейлеры, производственные и страховые компании. Для сравнения: пять лет назад 70% хакерской активности было связано с финансовым сектором.

Phobos, CryLock и Sojusz вошли в тройку самых агрессивных групп программ-вымогателей в России за прошлый год.

Рекорд по сумме выкупа поставила группа OldGremlin, потребовав от жертвы 1 млрд рублей. В среднем атакованная организация простаивала без работы 14-18 дней.

 

Еще одной тенденцией прошлого года стало использование программ-вымогателей хактивистами. Такие атаки обычно не связаны с деньгами, остановка работы предприятия и общественный резонанс — уже сама по себе цель.

Кибердиверсии — отличительная черта 2022 года, подтверждают эксперты Group-IB. Этому способствовал геополитический кризис и появление в публичном пространстве исходных кодов программ-вымогателей Conti и LockBit.

Впервые самой популярной техникой получения доступа в корпоративные сети стала эксплуатация уязвимостей публично доступных приложений. Ее применяли в 61% инцидентов (в прошлом году только 17%). Второе место удерживает фишинг — 22%, третья строчка за компрометацией служб удаленного доступа — 17%.

Фишинг пока рано списывать со счетов, предупреждают эксперты. К примеру, OldGremlin для атак на крупный российский бизнес традиционно использовала целевые почтовые рассылки, “заточенные” под потенциальную компанию-жертву.

Почти 70% исследованных атак завершались шифрованием данных. Злоумышленники могли использовать и легитимные программы, например, BitLocker от Microsoft.

Если хакеров интересовали данные, они сначала выгружали их с серверов атакованной компании, и только потом запускали шифровальщик на хостах.

“Новое исследование Group-IB подтверждает наш давний прогноз — вымогатели пришли в Россию и стали одной из основных киберугроз для бизнеса”, — говорит генеральный директор Group-IB в России и СНГ Валерий Баулин.

По его словам, большинство компаний-жертв не только технически не были готовы к отражению атак программ-вымогателей, но и не имели плана реагирования на киберинцидент.

В этом случае в сжатые сроки стабилизировать работу профильных подразделений фактически невозможно, отмечает Баулин.

Добавим, по данным “Лаборатории Касперского”, как минимум 730 организаций по всему миру пострадали от таргетированных атак шифровальщиков в конце 2022 года. Самыми активными остаются группировки Clop (TA 505), Hive, Lockbit, RagnarLocker, BlackByte и BlackCat.

Накануне Kaspersky выпустили свое объемное исследование, в котором раскрываются схемы ведения бизнеса в даркнете. Всё чаще к совершению таких сделок привлекают эскроу-агентов (независимых гарантов), а арбитражем споров становится администратор теневого форума.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru