Законопроект об оборотных штрафах отправлен в Госдуму

Законопроект об оборотных штрафах отправлен в Госдуму

Законопроект об оборотных штрафах отправлен в Госдуму

Минцифры передало депутатам два законопроекта, которые ужесточают принципы работы с персональными данными россиян. Речь об оборотных штрафах за утечки и уголовной ответственности за кражу и продажу ПДн.

То, что в комитет Госдумы по информполитике, ИТ и связи поступили такие документы, “Ъ” подтвердили в правительстве.

О готовности бумаг на неделе говорил и глава Минцифры Максут Шадаев:

“Законопроект, предусматривающий административную ответственность за утечку, в частности, оборотные штрафы, уже готов в финальной версии, — заявил министр.

Документ описывает ответственность за утечки баз данных, фиксированный штраф при первом инциденте и оборотный — при повторном. В нём же отмечены смягчающие и отягчающие обстоятельства. Оборотный штраф для компаний может составить от 5 до 500 млн руб. Максимальная граница выставлена для допустивших утечку второй раз.

В апреле Госдума рассмотрит и законопроект об “уголовной ответственности за кражу персональных данных и создание сайтов и других каналов для их распространения”. О нем заговорили в конце прошлого года, в феврале инициативу подтвердил замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.

По данным журналистов, речь идет о внесении изменений в статьи 272, 273 и 274 УК РФ. Они касаются неправомерного доступа к компьютерной информации, распространения вредоносных программ и нарушения правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации.

Проект поправок предусматривает штраф от 300 тысяч до 2 млн рублей, а также лишение свободы в зависимости от тяжести преступления до шести лет, а в некоторых случаях — и до десяти лет.

Необходимо разделять ответственность за факт утечки и факт продажи украденных данных, прокомментировал новость основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашот Оганесян.

По его словам, уголовная ответственность вряд ли повлияет на торговцев в даркнете — теневые форумы обеспечивают анонимность всех участников. 

Накануне мы писали о схеме ведения теневого бизнеса продажи данных с привлечением “независимых гарантов”. Больше всего новый закон может затронуть инсайдеров, говорят эксперты.

“После появления первых приговоров по новой норме стоимость инсайдерских данных, безусловно, вырастет”, — уверен Оганесян.

Закон об оборотных штрафов, который ждут уже почти год, потребует от крупных операторов персональных данных модернизации инфраструктуры и процессов обработки. Кроме того, возможные штрафы будут закладывать в бюджет, предполагают юристы. А это может привести к росту тарифов на услуги всех, кто работает с персональными данными.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru