Число фишинговых имитаций Ozon за год выросло в 100 раз

Число фишинговых имитаций Ozon за год выросло в 100 раз

Число фишинговых имитаций Ozon за год выросло в 100 раз

В первом полугодии специалисты F.A.С.С.T. заблокировали 11 493 фишинговых ресурса, использовавших бренд маркетплейса Ozon. Это в 100 раз больше показателя за такой же период в прошлом году.

Треть таких сайтов (около 3500) предлагали к продаже несуществующие товары; в итоге покупатель лишался и денег, и данных банковских карт. Некоторые фейки обещали большую скидку, но для оформления заказа нужно было связаться с «продавцом» через мессенджер и там уже для оплаты пройти по фишинговой ссылке.

 

Другие мошенники сулили хорошую подработку или трудоустройство. В соцсетях и мессенджерах от имени Ozon проводились опросы и розыгрыши призов — для их получения нужно было оплатить комиссию.

В целом F.A.С.С.T в этом году фиксирует спад активности мошенников. Так, за полгода было заблокировано лишь 498 скам-порталов, тогда как в первой половине 2022 года таких находок было намного больше — 16 967. Число удаленных постов и групп в соцсетях и мессенджерах тоже сократилось, до 161 против 611 в прошлом году.

«Мошенники стремятся использовать сильные бренды, чтобы обмануть пользователей, однако в 2023 году мы видим снижение такой активности, — отметил директор Ozon по ИБ Кирилл Мякишев. — Во многом это стало возможно благодаря новым инструментам борьбы с ними, скоростью блокировки таких ресурсов, а также осведомленности пользователей о базовых правилах цифровой безопасности».

Чтобы обезопасить онлайн-покупки, эксперты советуют придерживаться нехитрых правил:

  • не переходить по ссылкам от незнакомцев в мессенджерах и почте; информацию о распродажах и розыгрышах всегда следует уточнять на официальном сайте заявленной компании;
  • не забывать о бдительности при поиске работы с высоким доходом, слишком щедрые предложения обычно исходят от мошенников;
  • всегда проверять адрес сайта и его возраст, прежде чем ввести данные банковской карты, а лучше производить оплату через официальное приложение магазина;
  • не передавать свои персональные данные незнакомым людям, даже если они представляются специалистом службы поддержки или продавцом маркетплейса;
  • все сомнения разрешать обращением в службу поддержки маркетплейса, в чате приложения или на сайте.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В службах доставки — массовые проблемы с защитой персональных данных

Нарушения в сфере защиты персональных данных в службах доставки носят массовый характер. Одна из причин — острая нехватка курьеров, которой некоторые сотрудники пользуются в личных целях.

Как отметил в комментарии для «Известий» адвокат Шон Бетрозов, даже минимальный набор данных — имя, адрес, номер телефона — может поставить человека в уязвимое положение, если попадёт «не в те руки».

Именно такими сведениями располагают службы доставки.

Примером неправомерного использования персональной информации стал инцидент в одном из интернет-магазинов косметики. После получения заказа покупательница столкнулась с угрозами интимного характера.

Выяснилось, что сталкер воспользовался услугами своей знакомой, работавшей курьером. В ходе внутренней проверки магазина были выявлены и другие подобные случаи.

Проблема защиты персональных данных затрагивает многие службы доставки. Информация о покупателях, включая их историю заказов, доступна широкому кругу курьеров.

Дефицит кадров усугубляет ситуацию: компании вынуждены нанимать практически всех соискателей, не проводя тщательных проверок. Особенно остро проблема стоит во франчайзинговых службах, где экономия на персонале ведёт к снижению уровня контроля.

Дополнительный риск создаёт передача доставки сторонним логистическим операторам. В таких компаниях значительная часть курьеров работает без официального оформления или по договорам гражданско-правового характера, что фактически лишает их контроля со стороны работодателей.

Коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев считает, что при найме курьеров необходимо тщательно проверять их на наличие судимостей, а также оценивать навыки общения, стрессоустойчивость и знание маршрутов. Кроме того, он рекомендует отслеживать передвижения сотрудников с помощью технологий геопозиционирования.

«Важно регулярно собирать отзывы о работе курьеров, создавать горячие линии или чаты для оперативной обратной связи, а также проводить проверки и оценку эффективности службы доставки. Это поможет выявлять потенциальные угрозы и своевременно реагировать на проблемы», — отмечает Коптев. Он также подчёркивает необходимость разработки протоколов действий в чрезвычайных ситуациях.

Адвокат Шон Бетрозов напоминает, что разглашение персональных данных является административным правонарушением. Если же эти сведения используются для преследования, угроз или домогательств, то речь идёт уже о преступлении. В таких случаях ответственность могут нести не только сами злоумышленники, но и компании, чьи сотрудники или подрядчики допустили утечку данных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru