У российской ИТ-отрасли появится свой стандарт защиты данных и аудита

У российской ИТ-отрасли появится свой стандарт защиты данных и аудита

У российской ИТ-отрасли появится свой стандарт защиты данных и аудита

В российской Ассоциации больших данных (АБД) разработали концепцию отраслевого стандарта защиты данных. Инициатива, которая может быть воплощена в жизнь в ближайшие месяцы, направлена на повышение эффективности мер ИБ и минимизацию киберрисков.

Концепция, предложенная ключевыми игроками ИТ-рынка, определяет надежные подходы к хранению и сбору данных, а также методики совершенствования системы информационной безопасности. Кроме того, в отрасли вводится прозрачный механизм добровольной оценки соответствия новому стандарту, которая должна проводиться на ежегодной основе.

Оцениваться при этом, как выяснили «Ведомости», будут процессы организации и управления защитой данных, политики о защите информации, планы мероприятий по отработке угроз. На оценку (предусмотрена балльная система по метрикам) будут также влиять такие аспекты ИБ, как выявление уязвимостей, реакция на внештатные ситуации, тренинги и подготовка персонала.

Операторами аудита могут стать экспертные группы, составленные из специалистов проверяемой компании и профильных сторонних организаций.

Чем масштабнее базы данных (более 500 тыс. записей) и выше уровень киберугроз, тем жестче требования к безопасности инфраструктуры. В таких компаниях должны быть предусмотрены следующие меры защиты:

  • управление учетными записями пользователей;
  • оперативное изменение доступа к различным системам;
  • двухфакторная аутентификация (2FA);
  • белые и черные списки софта и ПАК;
  • специализированное подразделение по защите информации;
  • реагирование на ИБ-инциденты в течение 36 часов;
  • план действий персонала на случай отказов и сбоев в работе.

В АБД входят крупнейшие российские ИТ-компании, операторы связи, банки; среди участников числятся «Яндекс», VK, «Ростелеком», МТС, «Мегафон», «Билайн», «Сбер», «Тинькофф Банк», ВТБ, Газпромбанк, «Авито». Все эти операторы данных готовы следовать новому стандарту и добровольно проходить аудит на соответствие.

Предполагается, что соблюдение стандарта позволит также уменьшить размер оборотного штрафа за утечки. Вводящий такую ответственность законопроект (обсуждается уже полтора года, но пока не принят) предусматривает эту возможность при условии, что компания-нарушитель проведет сертификацию инфраструктуры в соответствии с требованиями безопасности.

«Концепция отраслевого стандарта защиты данных и его аудита — важная инициатива ключевых игроков отрасли, которые осознают свою ответственность и задают ориентир для всех операторов данных, — комментирует директор по стратегическим проектам АБД Ирина Левова. — Компании планируют проводить такой аудит не реже одного раза в год и таким образом подтверждать высокий уровень их систем информационной безопасности. Это позволит гарантировать наивысшую степень защиты данных на уровне отрасли».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru