Искусственный интеллект привёл россиян в суд почти 300 раз за год

Искусственный интеллект привёл россиян в суд почти 300 раз за год

Искусственный интеллект привёл россиян в суд почти 300 раз за год

В 2024 году российские суды рассмотрели 292 дела, связанных с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Споры касались вопросов интеллектуальной собственности, правомерности решений автоматизированных систем, а также качества обслуживания клиентов ИИ-сервисами.

Как сообщили «Известиям» в исследовательском центре «Аналитика. Бизнес. Право», количество судебных разбирательств с участием ИИ существенно выросло: если в 2021 году таких дел было всего 112, то в 2024-м уже почти втрое больше. Из них гражданские дела составили 59%, а в 73% решений суды вставали на сторону людей.

По числу судебных споров лидируют Москва и Московская область. Санкт-Петербург и Свердловская область занимают второе и третье места соответственно, замыкают пятёрку лидеров Новосибирск и Краснодар.

Директор центра «Аналитика. Бизнес. Право» Венера Шайдуллина отмечает, что дела с участием ИИ обладают высоким потенциалом роста, хотя их доля в общем количестве судебных разбирательств пока относительно невелика.

Она также подчеркнула, что значительное число подобных случаев могло просто не попасть в официальную статистику, особенно в рамках уголовных процессов. Например, киберпреступления, включая шантаж и кибербуллинг с использованием нейросетей, зачастую квалифицируются как традиционные преступления (кражи или мошенничества).

В судебной практике зафиксированы дела, связанные с мошенничеством с помощью дипфейков, подделкой документов и использованием ботов для продажи запрещённых веществ. Однако наибольший объём составили споры по интеллектуальной собственности, особенно касающиеся контента, сгенерированного нейросетями.

Большая часть разбирательств касается защиты прав потребителей. Чаще всего граждане судились с банками из-за решений скоринговых систем, деятельности различных чат-ботов и автоматизированного обслуживания клиентов. В 73% таких случаев решения были в пользу потребителей. Общая сумма компенсаций за четыре года составила около 2 млрд рублей, а средний размер иска достиг 2,1 млн рублей.

Также часто обжалуются штрафы, выписанные автоматическими системами фиксации нарушений, и рассматриваются дела о законности их применения.

По прогнозам авторов исследования, число подобных судебных разбирательств продолжит расти. К 2030 году количество дел о защите интеллектуальной собственности увеличится на 40–50%, административных – на 25–30%, а уголовных – на 15–18%.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Avanpost представила новую систему единого входа — Unified SSO (USSO)

Компания Avanpost разработала решение для организации единого и удобного входа в корпоративные приложения — Unified SSO. Оно позволяет сотруднику один раз пройти аутентификацию и затем беспрепятственно работать со всеми нужными системами: от десктопных и веб-приложений до инфраструктурных сервисов.

Современные ИТ-системы в компаниях обычно состоят из множества разных сервисов: веб-приложений, VPN, VDI, почты, ERP и так далее.

Как правило, каждое из них требует отдельной аутентификации, что создаёт трудности — особенно при использовании личных устройств (BYOD) или при ограничениях в традиционных SSO-решениях. Подход Avanpost выходит за рамки классического WebSSO или SSO на основе домена — он охватывает весь рабочий ландшафт.

Решение USSO убирает необходимость повторного ввода логинов и паролей. Оно поддерживает разные протоколы аутентификации: OIDC, SAML, RADIUS и пр. В отличие от традиционных подходов, USSO не зависит от конкретной технологии.

Система обеспечивает единый вход не только в браузере, но и на уровне операционной системы. Поддерживается передача сессии между устройствами без повторной авторизации. При этом предусмотрены и усиленные методы защиты: можно использовать аппаратные токены (например, FIDO2), программные механизмы (вроде пуш-уведомлений, усиленного TOTP или QR-кодов через фирменное мобильное приложение), а также стандартные генераторы одноразовых паролей.

Важно, что платформа умеет отслеживать, в каком контексте происходит попытка доступа, и подстраивать сценарии аутентификации: где-то достаточно базового входа, а где-то автоматически включается двухфакторная проверка.

Для разных ролей в компании это означает следующее:

  • Для сотрудников: меньше необходимости постоянно вводить пароли и проходить 2FA, особенно на рабочих устройствах.
  • Для специалистов по ИБ: полный контроль над аутентификацией на рабочем месте сотрудника и возможность гибко управлять политиками.
  • Для ИТ-отдела: меньше нагрузки, универсальная поддержка разных приложений и понятные инструменты для настройки и мониторинга.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru