Российский независимый информационно-аналитический центр Anti-Malware.ru опубликовал результаты очередного независимого анализа DLP-рынка (средств защиты от утечек конфиденциальных данных) в России. В отчете приводятся данные объемов продаж и долей рынка основных игроков в 2010-2011 годах, а также делается прогноз развития рынка на текущий 2012 год.
В данном исследовании под DLP понимаются продукты, которые позволяют обнаружить и/или блокировать несанкционированную передачу (проще говоря - утечку) конфиденциальной информации по какому-либо каналу, используя информационную инфраструктуру предприятия. В силу специфики рынка из объемов продаж не вычитались сопровождающие проекты услуги, а также включенное в состав конечного продукта программное и аппаратное обеспечение третьих сторон.
Общий объем российского DLP-рынка в 2011 году увеличился на 38%, с $22,6 млн. до $32 млн в ценах конечных пользователей. Темпы роста рынка полностью совпали с прогнозируемые аналитическим центром Anti-Malware.ru год назад.
Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2010-2011 годы
Производитель | Объем продаж млн. долл., 2010 | Объем продаж млн. долл., 2011 | Рост 2010-2011 |
InfoWatch | 7,4 | 10,5 | 41,9% |
Инфосистемы Джет | 5,7 | 8,1 | 42,1% |
Zecurion (SecurIT) | 4,2 | 6,5 | 54,8% |
Websense | 2,8 | 3,4 | 21,4% |
Symantec | 1,5 | 1,8 | 20,0% |
McAfee | 0,3 | 0,4 | 33,3% |
Другие | 0,8 | 1,3 | 62,5% |
Весь рынок | 22,7 | 32,0 | 41,0% |
Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2010-2011 годы (млн. $)
Высокие темпы роста, по нашему мнению, связаны с растущим вниманием крупных коммерческих организаций к вопросам защиты коммерческой тайны и минимизации рисков утечки конфиденциальных данных. Очевидно, что российский рынок в 2010-2011 годах постепенно вошел в фазу быстрого роста.
Как и годом ранее, лидируют по объему продаж российские компании InfoWatch ($10,5 млн.), «Инфосистемы Джет» ($8,1 млн.) и Zecurion ($6,5 млн.). За ними следуют зарубежные производители Websense (3,4 млн.) и Symantec ($1,8 млн.).
Вся тройка лидеров в 2011 году показала очень уверенный рост объемов продаж – на 40% и более. Например, компания InfoWatch показала рост объема продаж на 41%. Идущие следом за ней компании «Инфосистемы Джет» и Zecurion выросли на 42,1% и 54, 8% соответственно. По сравнению с прошлыми годами замедлился рост зарубежных производителей. Взрывной рост продаж компаний Websense и Symantec, судя по всему, завершился и инициативу перехватывают их локальные российские конкуренты.
В категории «Другие» учитывались продажи таких компаний как Falcongaze, «СофтИнформ» (торговая марка SearchInform), «МФИ Софт», RSA, Trend Micro и Verdasys и другие.
Доли рынка основных участников DLP-рынка в России за 2011 год
Изменение долей рынка участников DLP-рынка в России за 2010-2011 годы
Как мы видим, в 2011 году существенных изменений в долях рынка основных игроков не произошло, однако наметился переломный тренд в сторону укрепления позиций тройки лидеров. В общей сложности трио лидеров занимают в сумме 78% рынка. Напомним, что годом ранее в 2010 году аналогичный показатель составлял 76%, а еще раньше, в 2009 году трио контролировало 81%.
Таким образом, произошел определенный разворот. Если два последних года западные производители, компании Websense и Symantec, оказывали серьезное давление на лидеров и активно отвоевывали у них доли рынка, то в 2011 году этот процесс прекратился, и мы наблюдаем обратное укрепление позиций российских компаний из лидирующей тройки.
Так доля рынка компании InfoWatch увеличилась на 0,2% и составила 32,8%. «Инфосистемы Джет» также увеличила долю рынка на 0,2% до 25,3%. Заметно увеличилась доля компании Zecurion , за год она увеличилась на 1,8% и составила 20,3%.
Компания Websense, напротив, ослабила свои позиции, потеряв 1,7% рынка, и теперь контролирует 10,6% российского DLP-рынка. Традиционно идущая за ней следом корпорация Symantec теперь занимает 5,6%. По сравнению с предыдущим периодом ее доля рынка уменьшилась на 1%.
Бурный рост российского DLP-рынка продолжится и в текущем 2012 году. По оценке Anti-Malware.ru в 2012 году рынок должен продемонстрировать рост на уровне 38-45% и достигнуть объема в $44-47 млн.
Интерес к защите от утечек конфиденциальных данных постепенно становится массовым в сегменте крупного бизнеса и государственных ведомств. DLP перестает быть чем-то вроде экзотики. Спрос на такие решения выходит за рамки компаний-инноваторов и становится привычным элементом защиты для крупных организаций.
Что касается среднего бизнеса, то возрастающая конкуренция на рынке вынуждает производителей активнее идти в этот сегмент, разрабатывать для него новые продукты, упрощать и типизировать процедуру внедрения, настройки и поддержки. Эксперты Anti-Malware.ru рассматривают именно средний бизнес как основу для будущего роста рынка в ближайшие 2-3 года. Вопрос лишь в том, кто первый из крупных игроков сможет продвинуть на рынке достаточно функциональный, но, в тоже время, простой, надежный и адекватный по цене продукт.
Илья Шабанов, управляющий партнер Anti-Malware.ru, так прокомментировал результаты исследования:
«Вопреки многим негативным прогнозам рынок DLP в России все же вступил в фазу бурного роста, сейчас это уже очевидно. Второй год подряд рынок растет на десятки процентов, и, судя по всему, эта тенденция продолжится еще как минимум несколько лет. Конечно, если экономику не накроет очередной виток глобального экономического кризиса. В 2012 году объем DLP-рынка в России должен достигнуть отметки $44-47 млн. Мы ожидаем, что большая часть этого роста придется на российское трио лидеров, которое по итогам года должно еще больше упрочить свои позиции. Таким образом, можно всерьез говорить об определенном насыщении рынка западными решениями и его обратном развороте в сторону отечественных производителей».
Полный отчет об исследовании доступен по адресу
http://www.anti-malware.ru/russian_dlp_market_2010_2012
Anti-Malware.ru – первый в России независимый информационно-аналитический центр, полностью посвященный информационной безопасности. Сфера интересов Anti-Malware.ru включает в себя как технологическую, так и бизнес-составляющую рынка и его отдельных сегментов, таких как программное обеспечение, аппаратные комплексы или услуги.