Системы мониторинга сети
Средства для отслеживания состояния сетевого оборудования и работоспособности сети
Описание и назначение
Системы мониторинга сети — это программное обеспечение, позволяющее отслеживать состояние сетевых устройств, их работоспособность, исправность и другие характеристики. При этом системы мониторинга сети позволяют оповещать администраторов при возникновении каких-либо сбоев посредством отправки СМС-сообщений, сообщений на электронную почту и других средств.
Системы мониторинга сети можно разделить на те, что отслеживают производительность сети и сигнализируют при перегрузке каналов, а также на те, что производят мониторинг сети с целью поиска сбоев и других проблем, связанных с работоспособностью серверного оборудования и других систем.
Основным способом отслеживания работоспособности является отправка запросов устройствам. Это могут быть HTTP-запросы для проверки веб-сервера, SMTP-запросы для серверов электронной почты, с обязательным получением ответа по протоколам IMAP или POP3. Во время отправки таких запросов производится мониторинг таких показателей, как время отклика, доступность, время безотказной работы и другие.
Помимо этого, к функциям систем мониторинга сети можно отнести:
- Возможность составления топологии сети в автоматическом режиме.
- Постоянный мониторинг сети.
- Возможность своевременного оповещения лиц, ответственных за администрирование инфраструктуры.
- Построение ретроспективы работоспособности сетевой инфраструктуры.
- Составление различные отчетов.
- Диагностика возникших сбоев в работе, которая достигается с помощью отправки ping, протоколов и возможностей SNMP, Syslog, WMI, эмуляции и анализа сетевого трафика.
Для осуществления мониторинга сложной корпоративной сети или распределенной инфраструктуры необходимо применение комплексной платформы, которая позволила бы просматривать как физический, так и виртуальные серверы, WAN-соединения, программную и сетевую инфраструктуру, облачные сервисы, сетевые приложения, а также мобильные устройства, которые подключаются к сети.
Использование систем мониторинга сети позволяет выполнять не только технические задачи, описанные выше, но и бизнес-задачи, такие как обоснование затрат на модернизацию оборудования или инфраструктуры, что позволило бы снизить количество проблемных узлов. За счет поддержания сети в работоспособном состоянии и своевременном устранении ее проблем компания может снизить свои затраты на восстановление и повторяющееся устранение неполадок. А также повысить свою репутацию в части надежности предоставления собственных сервисов клиентам (это особенно актуально в случае, если организация предоставляет доступ к веб-сайту, осуществляет свою деятельность через интернет или предоставляет свои ресурсы пользователям в качестве облачного сервиса). В тоже время когда руководство может следить за качеством поступающих услуг (например, канал интернет провайдера), при возникновении каких-либо сбоев по вине поставщика организация-потребитель вправе требовать компенсацию, если такие сбои отражены в соглашении о качестве обслуживания.