Как защититься от спам-звонков
Акция от Infosecurity! Обучайте сотрудников с выгодойПодключайте сервис TRAINING CENTER. Организацию и контроль обучения берем на себя:
• Разработаем индивидуальные шаблоны учебного фишинга.
• Сформируем учебные группы и проведем учебные фишинговые атаки.
• Проконтролируем процесс и определим результаты.

При заключении договора сроком на 1 год и более – сопровождение бесплатно.
Набор и стоимость услуг зависят от количества пользователей, и размер скидки уточняйте у менеджера.

→ Оставить заявку
Реклама. Рекламодатель ООО «ИС», ИНН 7705540400, 18+

Как защититься от спам-звонков

Как защититься от спам-звонков

Проблему телефонного спама и мошеннических звонков обсуждают несколько лет и власти, и операторы связи, и сами абоненты. Тем не менее полностью искоренить её пока не удалось. Рассказываем, какие средства защиты от спама существуют.

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Как победить спам
  3. Что делать абонентам
  4. Самый верный способ
  5. 5 простых правил информационной гигиены
  6. Выводы

Введение

Каждый владелец телефонного номера в России сталкивается со спам-звонками с неизвестных номеров. И это не преувеличение. По данным Tinkoff Data, 9 из 10 россиян сталкивались с телефонными мошенниками.

Серьёзный масштаб проблемы привёл к тому, что каждый третий абонент просто перестал отвечать на вызовы с неизвестных номеров. При этом людскую настороженность можно понять: в СМИ регулярно появляются новости, как кто-то отдал телефонным мошенникам сотни тысяч рублей. Так что бдительность — это очень хорошо. А как ещё можно защититься от спама?

Как победить спам

В других странах представители власти и операторы нашли разные способы нейтрализовать активность телефонных спамеров и мошенников. Чтобы понять, как работают такие методы, нужно уяснить один технический момент. В сетях связи, как фиксированных, так и мобильных, чётко определяется только номер абонента, которому звонят. Это логично: чтобы доставить письмо, вам нужен точный адрес, включая улицу, номер дома и квартиры. Точно так же — и в телефонии. Но при этом, по аналогии с письмом, отправитель может быть не указан. Соответственно, операторы не имеют доступа к информации об источнике вызова: для этого нужно выяснить, в какой сети зарегистрирован звонящий. Иначе говоря, нужны общая база и обмен данными между всеми компаниями связи.

В США, например, такую идентификацию уже реализовали: для этого используются протоколы обмена информацией между операторами, которые помогают точно определить источник вызова. Это привело к снижению активности телефонных мошенников в стране, что является позитивным примером. В России подобные протоколы ещё не реализованы, поэтому проблему решают операторы и абоненты. Операторы создают собственные интеллектуальные системы защиты от фрода, хотя напрямую закон так делать не обязывает. С помощью ИИ они вычисляют злостных нарушителей и блокируют для них доступ к звонкам, но, увы, им на смену приходят новые. Поэтому абонентам всё ещё важно быть внимательными и бдительными.

Что делать абонентам

В России в качестве ответной меры на активность спамеров появилось множество частных приложений, которые определяют нежелательные номера. Среди них — Who Calls от «Лаборатории Касперского», «Яндекс с Алисой», Truecaller и многие другие. Их легко найти в магазинах приложений Google Play и App Store. У подобного рода программ есть как достоинства, так и недостатки.

Среди достоинств — пожалуй, то, что они действительно фильтруют какую-то долю спама. Недостаток — в том, что приложения работают только в мобильных сетях и никак не помогут владельцам фиксированных телефонных номеров. Кроме того, они основаны на принципе обмена данными между пользователями. Например, кто-то помечает в базе номер как подозрительный, и тут же этот номер отправляется в бан у всех владельцев приложения. А кто проверяет эту информацию? Здесь могут быть и ошибки, и умышленное вредительство. Всё это влияет на честный бизнес: компании жалуются, что не могут дозвониться партнёрам и клиентам. Абоненты могут пропустить важный звонок из банка, напоминание о записи к врачу и другую, безусловно, полезную информацию только потому, что кто-то так решил.

Самый верный способ

Есть и самый простой, на мой взгляд, способ защиты от спама: поднять трубку и потратить две-три секунды на то, чтобы понять, кто именно вам звонит. Этой пары секунд достаточно, чтобы определить, нужен ли вам этот звонок. Если вызов вам неинтересен и бесполезен — смело кладите трубку. Это абсолютно нормально.

Также нужно привыкать к информационной гигиене в современном мире: внимательно следить за тем, где вы оставляете свой номер телефона. Сейчас номера собирают все — от сайтов и розничных магазинов до блогеров. Но разве мы точно знаем, как эти номера хранятся? Кому потом передаются эти базы данных? Номер — ваша личная информация, поэтому без необходимости им лучше не делиться.

5 простых правил информационной гигиены

Существует несколько простых правил, соблюдение которых позволит вам избежать большого количества проблем:

  1. Если вы взяли трубку и услышали рекламное сообщение (а его может читать как реальный оператор, так и робот-автоинформатор), не отвечайте из вежливости даже «Спасибо, меня это не интересует». Мало кто знает, но ваш голос может быть записан и использован, например, для звонков в банк или родственникам от вашего имени. Вам уже позвонили без спроса, так что правила приличия соблюдать вы не должны.
  2. По этой же причине не говорите «Да», когда отвечаете на вызов. Лучше сказать «Алло» или «Добрый день». В современных цифровых сервисах договоры об оказании услуг часто основаны на простом согласии, выраженном пользователем вслух по телефону. «Если вы согласны, скажите “Да”». Вы же не хотите, чтобы ваше согласие было использовано отдельно от вас? Аккуратнее с этим словом.
  3. Даже если предложение, услышанное по телефону, кажется невероятно привлекательным, возьмите на заметку правило пяти минут. Что бы вам ни предложили, попросите собеседника перезвонить. За пять минут вы можете проверить в поисковике, действительно ли существует компания с таким названием и кому принадлежит номер (сделать это можно в приложениях наподобие GetContact). Если на вас давят и говорят, что решать нужно немедленно, это точно мошенники.
  4. Если вдруг в первую минуту разговора вы поняли, что звонок относится к спаму, сразу блокируйте номер. Его можно внести в чёрный список у своего оператора связи (посмотрите инструкцию на сайте) или добавить в бан через специальные приложения. Вам могут перезвонить. Зачем тратить время на то, чтобы снова выслушивать эту ерунду?
  5. Наконец, если у вас есть несколько минут и вы готовы помочь другим пользователям, можно оставить о номере негативный отзыв в поисковиках. Те, кто будут проверять его после вас, будут вам благодарны.

Выводы

Спамеры всегда могут что-то придумать. Пока этот канал рекламы и донесения информации работает эффективно, он будет использоваться. Как только звонить станет экономически невыгодно, телефонный спам закончится.

А пока лучшая защита от спама и мошенников — ваша бдительность. Используйте простые рекомендации выше, и 99 % проблем, связанных с телефонным спамом, пройдут мимо вас.

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru