Инновации на российском ИБ-рынке: есть ли они и каких прорывов ждать?

Инновации на российском ИБ-рынке: есть ли они и каких прорывов ждать?

Инновации на российском ИБ-рынке: есть ли они и каких прорывов ждать?

В новом эфире AM Live эксперты поговорили об инновациях на рынке кибербезопасности. Без них ИБ-отрасль не сможет решить те проблемы, которые перед ней стоят. Какие инновации есть уже сейчас и что нас ждёт через несколько лет?

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Инновации на российском ИБ-рынке
    1. 2.1. Что является инновацией на ИБ-рынке?
    2. 2.2. Российский рынок ИБ-инноваций и наш путь
    3. 2.3. Отличие российского рынка ИБ-инноваций
  3. Готовность покупать и внедрять инновации
    1. 3.1. Проблемы на пути внедрения инноваций
    2. 3.2. Кому требуются инновации?
    3. 3.3. С чем будет связано развитие ИБ в ближайшей перспективе
  4. Прогнозы инноваций в ИБ
  5. Итоги эфира
  6. Выводы

Введение

Эксперты поговорили о прогрессе и инновациях на российском ИБ-рынке во время эпохи импортозамещения. Подходящее ли это время для внедрения новых продуктов? С какими проблемами позволят справиться новые подходы?

 

Рисунок 1. Эксперты отрасли в студии телепроекта AM Live

Эксперты отрасли в студии телепроекта AM Live

 

Спикеры прямого эфира:

  • Виктор Ивановский, руководитель группы развития бизнеса KasperskyOS, «Лаборатория Касперского»;
  • Эльман Бейбутов, директор по развитию продуктового бизнеса, Positive Technologies;
  • Игорь Бирюков, руководитель киберхаба «Сколково»;
  • Александр Баринов, директор портфеля продуктов сетевой безопасности, ГК «Солар»;
  • Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM;
  • Алексей Гришин, директор по продукту (CPO) CICADA8 Центра инноваций Future Crew;
  • Сергей Петренко, директор по продуктовому портфелю, МТС RED.

Ведущий и модератор дискуссии — Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа».

 

 

Инновации на российском ИБ-рынке

Что является инновацией на ИБ-рынке?

Алексей Гришин:

Инновация это изменение либо самого процесса, либо технологического подхода, которое добавляет некоторый прирост производительности, скорости, полезности. Мы меняем часть какого-то процесса и получаем новый или модифицированный процесс.

 

Алексей Гришин, директор по продукту (CPO) CICADA8 Центра инноваций Future Crew

Алексей Гришин, директор по продукту (CPO) CICADA8 Центра инноваций Future Crew

 

Эльман Бейбутов:

Нельзя называть инновацией просто конкурентное преимущество. Инновация должна вести к эволюции в какой-то области, к качественному скачку в использовании, масштабируемости, полезности для бизнеса.

По словам спикера, к росту инноваций приводит прогресс атакующих техник (искусственный интеллект, ChatGPT, фишинг и т. д.). Тем, кто защищается, приходится реагировать. Ещё один стимул, по мнению Эльмана Бейбутова, — это нехватка кадров, которая подталкивает рынок к инновациям, способным нивелировать эту проблему.

 

Эльман Бейбутов, директор по развитию продуктового бизнеса, Positive Technologies

Эльман Бейбутов, директор по развитию продуктового бизнеса, Positive Technologies

 

Российский рынок ИБ-инноваций и наш путь

Илья Шабанов отметил, что суммарный оборот грантов Минцифры для поддержки особо значимых проектов в ИТ в 2023 г. составил 19 млрд рублей, а оборот стартапов «Сколково» — 24 млрд рублей. При этом 80 % инноваций в сфере ИБ оказываются неуспешными, подчеркнул модератор. Впрочем, сумма инвестиций в кибербез всё равно кратно выросла. Сегодня в «Сколково» — 65 ИТ-стартапов.

 

Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа»

Илья Шабанов, генеральный директор «АМ Медиа»

 

По мнению Виктора Ивановского, инновации на рынок приходят после появления бизнес-задачи, которую ИБ учится лучше решать. При этом нужны инвестиции в рынок. Однако это — долгая история, и возможно, что сейчас не время для неё, отметил эксперт.

Сергей Петренко:

Субсидирует инновации и Минпромторг, а также другие министерства. Сейчас государство много вкладывает в это направление. Однако дотации касаются именно госкорпораций. Необходимо придумывать инструменты поддержки для малых стартапов.

По мнению большинства (49 %) зрителей телеэфира AM Live, в российской ИБ-отрасли недостаточно инноваций. 12 % ответили, что их катастрофически мало. Вообще не в курсе, что таковые имеются, 22 % респондентов. Лишь 17 % считают, что инноваций достаточно. 

 

Рисунок 2. Достаточно ли инноваций, на ваш взгляд, в российской ИБ-отрасли?

Достаточно ли инноваций, на ваш взгляд, в российской ИБ-отрасли?

 

Отличие российского рынка ИБ-инноваций

Отличие российского ландшафта ИБ-стартапов от, например, американского и израильского состоит в том, что наши решения в первую очередь ориентированы на внутренний рынок. При этом российские ИБ-вендоры самостоятельно выходят на рынок СНГ, однако пока не могут выйти на глобальный. Проблемой при этом становится отсутствие интеграторов. Игорь Бирюков предложил создать коллективного интегратора, скажем, в ОАЭ или Индии, чтобы продвигать отечественные решения.

 

Игорь Бирюков, руководитель киберхаба «Сколково»

Игорь Бирюков, руководитель киберхаба «Сколково» 

 

Как отметил Илья Шабанов, схема, при которой стартапы госкорпораций выживают, а маленькие — нет, похожа на корейский путь развития.

Отличие российского рынка инноваций от иностранного состоит ещё и в том, что в нашей стране разработка или инновация идёт в вуз, где работает учёный, или же в корпорацию, которая финансирует разработку. При этом за рубежом вложения в разработки существенно выше и достаются они физлицу, отметил Максим Степченков.

Готовность покупать и внедрять инновации

Проблемы на пути внедрения инноваций

Эксперты отметили проблему возврата инвестиций. Это обязательное условие получения субсидий, и выполнить его обычно могут только крупные компании и госкорпорации. Маленьким стартапам это не по карману. К тому же сроки возврата инвестиций очень малы, что тоже мешает выживаемости стартапов.

36 % зрителей эфира не смогли ответить на вопрос, готовы ли они вкладываться в инновации в области ИБ. При этом 31 % готов помогать экспертизой, а 18 % — покупать новинки. Оставшиеся 15 % открестились от поддержки инноваций в какой бы то ни было форме.

 

Рисунок 3. Готова ли ваша компания вкладываться в инновации в области ИБ?

Готова ли ваша компания вкладываться в инновации в области ИБ?

 

Александр Баринов считает, что если в крупной компании основные процессы настроены правильно и работают хорошо, то эксперт по ИБ не будет внедрять новые инновационные продукты, потому что риск слишком велик. Но если в этих основных процессах есть повторяющиеся проблемы, имеются точки, куда постоянно бьют хакеры, то в этом случае компания больше склонна пробовать новые продукты.

 

Александр Баринов, директор портфеля продуктов сетевой безопасности, ГК «Солар»

Александр Баринов, директор портфеля продуктов сетевой безопасности, ГК «Солар»

 

Многие крупные корпорации отказываются от внедрения новых инновационных продуктов, потому что не хотят брать ответственность за интеграцию и последствия, отметил Максим Степченков. Риски должны быть донесены до владельца бизнеса.

Кому требуются инновации?

Олег Волков, директор департамента кибербезопасности банка «Зенит», отметил, что финансово-кредитные организации, например, готовы рассматривать инновации: этот сектор остаётся одним из самых атакуемых, а в борьбе с новыми эффективными угрозами без новых технологий в обеспечении безопасности не обойтись.

Эльман Бейбутов отметил, что импортозамещение сопряжено с инновациями, так как российские продукты не являются полными аналогами решений ушедших вендоров. В ходе неизбежного развития в таком контексте возникают новые подходы и технологии для заказчика. По мнению эксперта, инновации также сопряжены с автоматизацией, которая снимает нагрузку с ИБ-персонала.

В целом, инновации требуются тем компаниям, которые часто подвергаются кибератакам: госкорпорациям, банкам, ретейлу и т. д. Те компании, которые не так часто сталкиваются с хакерами, не нуждаются в подобных продуктах.

Большинство опрошенных зрителей (32 %) готовы инвестировать в развитие ИБ-инноваций через стратегическое партнёрство. По 25 % готовы давать советы и направлять, а также создавать совместные проекты. 14 % не готовы к этому ни в какой форме. Лишь 4 % респондентов готовы делать это через прямые инвестиции.

 

Рисунок 4. В какой форме вы готовы инвестировать в развитие инноваций в ИБ?

В какой форме вы готовы инвестировать в развитие инноваций в ИБ?

 

Эксперты отметили: компании хотят, чтобы инновации уже были протестированы, внедрялись быстро и, желательно, «из коробки». Это, конечно, усложняет задачу их создателям.

С чем будет связано развитие ИБ в ближайшей перспективе

Виктор Ивановский отметил, что ИБ будет развиваться в сторону интернета вещей, так как число подобных устройств растёт в геометрической прогрессии. Второе направление — борьба с кадровым голодом, нехваткой людей с нужной квалификацией: эту проблему как раз можно решить с помощью инноваций.

Безусловно, ИБ будет развиваться в сторону машинного обучения, биометрии и облаков. Технологии также будут двигаться в сторону обеспечения выпуска безопасных приложений и самого кода, отметил Эльман Бейбутов.

По мнению Сергея Петренко, инновации могут быть плодом сотрудничества российских вузов и вендоров.

 

Сергей Петренко, директор по продуктовому портфелю, МТС RED

Сергей Петренко, директор по продуктовому портфелю, МТС RED

 

26 % зрителей связали наиболее востребованные инновации с автоматизацией ИБ, а 22 % — с сетевой безопасностью. По 18 % ответили «промышленная безопасность» и «применение искусственного интеллекта». 8 % опрошенных считают, что нужнее всего инновации в безопасности облачных сред, ещё столько же выбрали вариант «другое».

 

Рисунок 5. Инновации в каком направлении наиболее востребованны?

Инновации в каком направлении наиболее востребованны?

 

Прогнозы инноваций в ИБ

Алексей Гришин:

Чтобы инноваций стало больше, нужно решить проблему в головах. Пока мы живём в мире, где для использования продукта необходимо, чтобы он прошёл сертификацию ФСТЭК и ФСБ России, много новых стартапов у нас не появится. Нужно упрощать эти процессы. Нужно также изменить парадигму «закрытого ИБ-рынка» и обмениваться идеями.

Максим Степченков:

Не бойтесь искать инвесторов. Сертификация — это хорошо, так как во время проверки выявляются ошибки в продукте.

 

Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM

Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM

 

Игорь Бирюков:

Не бойтесь рассказывать про свою идею. Обращайтесь к интеграторам, вендорам и вузам за помощью в своей работе.

Виктор Ивановский:

Должен быть налажен механизм заключения форвардных контрактов для создания инноваций в отрасли информбезопасности. Нужно, чтобы таких проектов становилось больше.

 

Виктор Ивановский, руководитель группы развития бизнеса KasperskyOS, «Лаборатория Касперского»

Виктор Ивановский, руководитель группы развития бизнеса KasperskyOS, «Лаборатория Касперского»

 

Эльман Бейбутов:

Сейчас благоприятное время для появления инноваций от российских вендоров, так как после ухода с рынка иностранных игроков многие ниши освободились. Без инновационного подхода компании не смогут занять это место. В ближайшие пять лет инновационный вызов будет перерастать в появление и распространение инновационных продуктов.

Итоги эфира

Финальный опрос зрителей показал, что 27 % из них ожидают скорого появления инноваций, а 24 % — убедились, что в стране их много. 18 % опрошенных считают, что российские ИБ-вендоры способны лишь копировать западные решения, ещё столько же ответили, что инновациям быть при финансировании со стороны государства. Не поняли темы эфира 10 % зрителей. Оставшиеся 3 % считают, что ИБ — не место для инноваций.

 

Рисунок 6. Что вы думаете о российских инновациях в ИБ после эфира?

Что вы думаете о российских инновациях в ИБ после эфира?

 

Выводы

Инновации растут пропорционально увеличению количества и качества атак. Из-за нехватки кадров и времени, из-за необходимости отвечать на новые угрозы (в том числе с применением искусственного интеллекта) необходимо совершенствовать способы защиты.

Эксперты отмечают важность сотрудничества вендоров с вузами, а также заключения форвардных контрактов. Сейчас, в эпоху импортозамещения и освобождения ниш иностранными вендорами, самое благоприятное время для развития старых решений и создания новых. Именно инновации помогут бороться с новыми угрозами.

Телепроект AM Live еженедельно собирает экспертов отрасли в студии для обсуждения актуальных тем российского рынка ИБ и ИТ. Будьте в курсе трендов и важных событий. Для этого подпишитесь на наш YouTube-канал. До новых встреч!

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru