По многочисленным просьбам наших читателей я решил агрегировать данные с аналитических отчетов о состоянии антивирусного рынка в России за последние годы. Так как отечественный рынок мы наблюдаем с 2005 по текущий год, то данных у нас накопилось за 7 полных лет.
В процессе анализа этих данных отчётливо просматривается перспектива, которая не вполне очевидна, если рассматривать изменения рынка пошагово, из года в год (Y2Y).
Во-первых, можно увидеть большие движения рынка, тенденции, которые выходят далеко за рамки нескольких лет. Во-вторых, можно ощутить «дыхание рынка», т.е. те же большие движения, но которые по какой-то причине не реализовались на практике.
Итак, посмотрим на данные общего объема антивирусного рынка в России за период с 2005 по 2011 год включительно. Среднегодовой рост рынка за этот период составил 42%. Пик роста пришелся на 2007 год, когда рост составил рекордные 94%. В период кризиса в 2009 году рост почти прекратился и составил меньше 9%, но затем продолжился с новой силой на 23-24% ежегодно.
Рисунок 1. Изменение объема антивирусного рынка в России 2005-2011 (млн. $)
Как мы видим из рисунка 1, по техническому анализу пока еще рано говорить о насыщении рынка или существенном замедлении его роста. Если не будет очередного витка глобального экономического кризиса, то рынок в ближайшие несколько лет может спокойно продолжить расти на 15-25% ежегодно.
Перейдем к самому интересному, посмотрим, как менялись доли рынка пяти ключевых игроков: «Лаборатории Касперского», Eset, Symantec, «Доктор Веб» и Trend Micro.
Мы не будем подробно анализировать причины изменений долей каждого игрока. Интересующиеся могут обратиться к нашим ежегодным отчетам, например, последнему. Оценим лишь большие изменения как состоявшиеся факты, которые ускользают от взгляда аналитика при ежегодном изучении изменений рынка.
На рисунках 2-3 представлены изменения долей рынка каждого из пяти производителей антивирусных программ – это и истории успеха, и истории поражений и потерянных возможностей.
Рисунок 2. Изменения долей ключевых игроков на антивирусном рынке России 2005-2011
Рисунок 3. Изменения долей ключевых игроков на антивирусном рынке России 2005-2011
Сразу же бросается в глаза одна вещь, что одна группа производителей - в составе «Лаборатории Касперского» и Eset - стабильно растет из года в год, в то время как остальные сдают позиции. Причем, в отличие от Eset, который за время наблюдения всегда увеличивал продажи и свою долю рынка, для «Лаборатории Касперского» стал переломным 2007 год. Именно тогда компания сумела сломать негативный для себя тренд в России и включиться в «ралли» роста. В противном случае ее рыночные позиции были бы существенно испорчены, и не факт, что ей удалось бы остаться в лидерах рынка.
Для остальных игроков 2007 года оказался ключевой в негативном смысле. С этого момента Symantec и Trend Micro стали стабильно терять позиции, а «Доктор Веб» потерял потенциальные возможности для быстрого роста.
Если подводить некоторый промежуточный итог по данным за семь лет наблюдения, то нельзя не отметить главное. Российский антивирусный рынок созревает и превращается в ринг для битвы двух стокилограммовых тяжеловесов, «Лаборатории Касперского» и Eset, в окружении слабых, но надеющихся на чудо легковесных конкурентов.