Какие изменения претерпел закон "О защите персональных данных"

Какие изменения претерпел закон "О защите персональных данных"

1 января 2014 года вступили в силу изменения к Закону Украины "О защите персональных данных" (далее — "Закон"). Среди основных изменений необходимо отметить следующие.

Новый уполномоченный орган в сфере защиты персональных данных

Согласно Закону, функции Государственной службы Украины по вопросам защиты персональных данных — уполномоченного органа в сфере защиты персональных данных — передаются Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека (далее — "Омбудсмен"). Кроме того, полномочия Омбудсмена были значительно расширены.

Так, Омбудсмен имеет право проводить выездные и безвыездные, плановые и внеплановые проверки владельцев и распорядителей персональных данных. Причем порядок проведения таких проверок утверждается самим Омбудсменом. Основанием для проведения внеплановой проверки может быть обращение или жалоба физического или юридического лица, наличие фактов или информация о нарушении законодательства о защите персональных данных, а также инициатива самого Омбудсмена. 

По результатам проведения проверки или рассмотрения обращения или жалобы от физического или юридического лица Омбудсмен имеет право выдавать обязательные для выполнения требования (предписания), составлять протоколы о привлечении к административной ответственности и передавать их на рассмотрение в суд.

Кроме того, Омбудсмен имеет право доступа к любой информации (документам) владельцев или распорядителей персональных данных, в том числе право доступа к самим персональным данным. Необходимо отметить, что Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных ранее не имела права доступа к самим персональным данным.

Также Омбудсмен уполномочен предоставлять рекомендации относительно практического применения законодательства о защите персональных данных, утверждать нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных, а также выдавать заключения относительно проектов кодексов поведения в сфере защиты персональных данных.

Поскольку изменения к Закону вступили в силу только 1 января 2014 года, еще пока рано судить или характеризовать деятельность Омбудсмена, однако сам факт предоставления ему достаточно широких полномочий в сфере контроля может способствовать усилению давления со стороны контролирующих органов на бизнес.

Отмена обязательной регистрации баз персональных данных

Закон отменяет обязательную регистрацию баз персональных данных, однако Закон вводит требование об обязательном уведомлении Омбудсмена в случае, если владелец персональных данных производит обработку персональных данных, которая представляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных. 8 января 2014 года Омбудсмен разъяснил, обработка каких персональных данных представляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных, а именно это персональные данные относительно:

  • расового, этнического и национального происхождения;
  • политических, религиозных или мировоззренческих убеждений;
  • членства в политических партиях и/или организациях, профессиональных союзах, религиозных организациях или в общественных организациях мировоззренческой направленности;
  • состояния здоровья, половой жизни;
  • биометрические или генетические данные;
  • привлечения к административной или уголовной ответственности;
  • применения к лицу мер в рамках досудебного расследования или мер, предусмотренных Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • совершения в отношении лица тех или иных видов насилия;
  • местонахождения и/или путей передвижения лица.

Такое уведомление должно быть сделано на протяжении 30 дней со дня начала такой обработки. Также владельцы персональных данных обязаны уведомлять Омбудсмена о каждом изменении сведений, подлежащих уведомлению, в течение 10 дней со дня наступления такого изменения.

Владельцы персональных данных, которые на момент вступления в силу изменений к Закону (т.е. по состоянию на 1 января 2014 года) осуществляют обработку персональных данных, которая подлежит уведомлению, обязаны подать соответствующее уведомление Омбудсмену в течение 6 месяцев со дня вступления изменений в силу, т.е. до 1 июля 2014 года.

В целом отмена обязательной регистрации персональных баз данных является позитивным нововведением. Также учитывая, что на практике достаточно немного компаний осуществляют обработку выше указанных персональных данных, есть основания надеяться, что эта норма Закона будет иметь лишь позитивное влияние на бизнес-среду в Украине.

Другие изменения

Из Закона было удалено определение "согласие субъекта персональных данных". Таким образом, Закон не устанавливает форму, в которой согласие должно быть предоставлено. Однако Омбудсмен разъяснил , что согласие может быть предоставлено как в письменной форме, так и в электронной форме, которая дает возможность сделать заключение о ее предоставлении.

Также был дополнен перечень оснований для обработки персональных данных. Так, согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не требуется, если такая обработка вызвана необходимостью исполнения владельцем или распорядителем персональных данных его обязанностей, предусмотренных законом.

Кроме того, срок уведомления субъекта персональных данных о владельце персональных данных, содержание собранных персональных данных и его правах, предусмотренных Законом, в некоторых определенных Законом случаях, был продлен с 10 до 30 дней.

Типовой порядок обработки персональных данных

8 января 2014 года Омбудсмен утвердил Типовой порядок обработки персональных данных (далее — "Порядок"), в котором детализируются многие положения Закона. Однако в Порядке нашли отображение и достаточно много нововведений. Так, владельцы и распорядители персональных данных обязаны осуществлять меры по обеспечению защиты персональных данных, которые, предусматривают обязанность владельцев и распорядителей персональных данных, среди прочих:

  • вести учет операций, связанных с обработкой персональных данных;
  • разработать план действий на случай несанкционированного доступа к персональным данным, повреждения технического оборудования или возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • проводить регулярное обучение сотрудников, которые работают с персональными данными.

В целом изменения к Закону, которые вступили в силу 1 января 2014 года, можно считать позитивными, поскольку отменяется обязательная регистрация баз персональных данных, устанавливаются дополнительные основания для обработки персональных данных, которые позволят сократить количество случаев, в которых необходимо получать согласие субъекта персональных данных.

Однако среди возможных негативных нововведений следует отметить расширение полномочий Омбудсмена, что может привести к увеличению давления контролирующих органов на бизнес-среду. Также уточненные и детализированные требования к обработке персональных данных, изложенные в Порядке, несут в себе достаточно много новых и обременительных требований для владельцев и распорядителей персональных данных. А их несоблюдение может привести к административной, а в самых крайних случаях, даже к уголовной ответственности должностных лиц владельцев и распорядителей персональных данных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Solar 4RAYS подготовили рекомендации на каникулы

Эксперты центра Solar 4RAYS подготовили рекомендации для киберзащитников компаний, которые помогут наладить инфраструктуру так, чтобы можно было беззаботно встретить новый год.

Как напоминают эксперты, новогодние праздники редко обходятся без инцидентов. Злоумышленники пользуются тем, что ИБ-подразделения уходят на каникулы или переходят на удаленный режим работы.

В результате ИБ-специалисты не всегда могут оперативно распознать признаки инцидента и вовремя отреагировать на него, а злоумышленники почти беспрепятственно проникают в инфраструктуры компаний.

Начать эксперты Solar 4RAYS рекомендуют с инвентаризации. Необходимо убедиться, что известны все сегменты сети и активы, которые там находятся. Очень часто злоумышленники атакуют через уязвимые узлы, которые не контролируют ИТ и ИБ-службы, и их обслуживанием занимаются какие-то другие подразделения.

Полезно также будет просканировать пул публичных адресов компании. Это позволит понять и оценить, как ИТ-инфраструктура выглядит с точки зрения потенциальных злоумышленников и определить потенциально уязвимые компоненты. Часть сервисов и приложений на период каникул лучше вообще сделать недоступными из публичного интернета.

Другой важной мерой является создание резервных копий наиболее важных систем. Это позволит восстановить их работоспособность, если ситуация будет развиваться по самому неблагоприятному сценарию.

При этом хранить резервные копии нужно таким образом, чтобы до них не добрались злоумышленники. Для доступа к ним лучше использовать отдельные учетные записи с минимально необходимым набором привилегий, а лучше хранить резервные копии в том сегменте сети, который изолирован от основного.

Необходимо также установить патчи для всех ключевых приложений, прежде всего для публично доступных сервисов. Причем эту задачу надо решать заранее, не откладывая ее на последний рабочий день перед каникулами.

Другой важной мерой является ревизия и смена паролей. Необходимо найти и удалить неиспользуемые учетные записи, сменить пароли администраторов и удаленных пользователей, установить многофакторную аутентификацию для них. Учетные записи подрядчиков нужно отключить на время каникул.

Полезным будет также аудит парольных политик, что позволит исключить «слабые» пароли, которые очень часто используют злоумышленники для атак. Также нужно убедиться в том, что никакие критичные пароли не хранятся в открытом виде на различных ресурсах. 

Полезной мерой будет проверка компрометации инфраструктуры, хотя бы на базовом уровне. Сюда входят срабатывания средств защиты, появление подозрительных файлов, запуск системных служб, появление новых пользователей, установка нового ПО. Также необходима проверка системных журналов на предмет сомнительных аутентификаций, сетевых соединений и всплесков объемов передачи трафика. Эти меры нужно повторить и сразу после каникул, чтобы убедиться в том, что в инфраструктуру компании никто не проник.

В компании также должны быть назначены ответственные за реагирование на инциденты. Необходимы пошаговые инструкции для каждого из участников команды, которые бы описывали первоочередные меры реагирования. Причем ответственные лица должны быть доступны в режиме 24/7. Данную функцию можно делегировать внешнему поставщику услуг.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru