Браузер «Яндекса» снабдили технологией защиты данных

Браузер «Яндекса» снабдили технологией защиты данных

В «Яндекс Браузере» появилось несколько технологий, направленных на защиту компьютера пользователя и передаваемых данных. Их общее название — Protect. Наиболее важная и новаторская — это «Безопасный Wi-Fi».

Пользователь может активировать эту функцию при работе с публичной точкой доступа Wi-Fi, и весь трафик, который пересылался по HTTP, будет проходить через сервер «Яндекса» и передаваться по HTTPS — защищенной версии протокола.

В блоге «Яндекса» отмечается, что эта технология напоминает режим «Турбо» за тем исключением, что данные не сжимаются. Также в компании поясняют, зачем нужно защищать пароли, передаваемые по HTTP во время использования публичной точки доступа Wi-Fi:

«Подключаясь к такому Wi-Fi, пользователь делит сеть со всеми окружающими. Незнакомец за соседним столиком в кафе может запустить на своём компьютере, планшете или даже телефоне специальную программу-сниффер — она перехватывает все данные, которые передают другие участники сети. Или он может использовать своё устройство в режиме точки доступа, развернув сеть с распространённым названием — например, FREE_WiFi_Guest. Все, кто раньше пользовался настоящей сетью с таким именем, даже в другом месте, подключатся к поддельному Wi-Fi автоматически, просто оказавшись в радиусе его действия. Данные ничего не подозревающих людей будут проходить через устройство злоумышленника», пишет xakep.ru.

Помимо «Безопасного Wi-Fi» в Protect входят и другие полезные (в особенности, для неопытных пользователей) вещи: блокиратор подозрительных сайтов и антивирус, который проверяет все скачиваемые файлы.

Сообщается, что компания ежедневно проверяет десятки миллионов страниц на наличие вредоносного кода — заодно с пополнением индексов поисковика. Если на сайте обнаруживается вредоносный код или же ресурс используется для фишинга, то пользователь, попытавшись открыть ссылку на него, увидит предупреждение. На вид, впрочем, эта технология идентична тем, что использовались в Chrome и Firefox уже много лет — пожалуй, за тем исключением, что база вредоносных сайтов у «Яндекса» своя. Она же, кстати, используется и в «Яндекс DNS».

Проверку скачиваемых файлов антивирусом тоже вряд ли можно назвать новым изобретением, однако в «Яндексе» добавили к ней кое-что необычное и, на первый взгляд, полезное: файлы скачиваются не прямо на диск, а сначала проходят через дата-центр компании, где их и проверяет антивирус. Это позволяет начать проверку ещё до завершения загрузки, что должно ускорять процесс.

Все новые функции доступны в последней версии «Браузера» или, вернее, версиях: существуют версии для Windows, OS X, iOS и Android.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Треть утечек в 2024 году происходили через мессенджеры

В 2024 году утечки конфиденциальной информации продолжают представлять серьезную угрозу для российского бизнеса. Особенно уязвимым остается финансовый сектор, который по количеству инцидентов опережает государственные и ИТ-организации.

По данным центра мониторинга цифровых угроз Solar AURA, крупнейшие утечки зафиксированы в январе и марте 2024 года, когда в открытый доступ попали 115 млн и 200 млн строк данных соответственно.

Причины компрометации информации варьируются от кибератак до инсайдерских действий и нарушений корпоративных политик безопасности.

Эксперты группы компаний «Солар» проанализировали 230 инцидентов информационной безопасности, выявленных при тестировании DLP-системы Solar Dozor в организациях финансового, IT- и государственного секторов. Основные каналы утечек по вине сотрудников:

  • мессенджеры – 35%,
  • корпоративная электронная почта – 23%,
  • открытые интернет-ресурсы, облачные хранилища и файлообменники – 15%,
  • съемные носители – 12%,
  • демонстрация экрана во время видеоконференций – 12%,
  • печать на принтере – 3%.

Мессенджеры остаются самым распространенным способом передачи конфиденциальной информации. Несмотря на риски, Telegram и WhatsApp* широко используются в деловом общении, включая обмен коммерческой тайной и сканами документов. По оценке экспертов, в 50% случаев через мессенджеры передается критически важная информация.

В ответ на рост киберугроз правительство РФ разработало ряд мер по борьбе с утечками данных. Одним из предложений является запрет на использование зарубежных мессенджеров в служебных коммуникациях для сотрудников государственных органов, банков, операторов связи и владельцев крупных интернет-платформ. Роскомнадзор составит перечень запрещенных приложений, а доступ к российским мессенджерам для служебного общения будет возможен только после идентификации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Согласно анализу «Солара», подавляющее большинство утечек связано с человеческим фактором. 82% инцидентов происходят из-за ошибок сотрудников, в то время как только 18% связаны с умышленными действиями.

Один из распространенных сценариев – использование корпоративной электронной почты для отправки личных документов. Например, сотрудник может переслать скан паспорта на свою личную почту, не осознавая, что это нарушает ФЗ-152 о защите персональных данных. Такие действия могут привести к санкциям со стороны регуляторов.

Кроме того, часть утечек связана с публикацией информации в открытых источниках и демонстрацией экрана во время видеозвонков. Реже встречаются случаи использования печатных документов для хищения данных, так как этот метод требует дополнительных усилий и повышает риск обнаружения.

По мнению Дмитрия Мешавкина, руководителя продукта Solar Dozor группы компаний «Солар», минимизация внутренних угроз требует не только технологических решений, но и повышения осведомленности сотрудников:

«Любой сотрудник, имеющий доступ к конфиденциальным данным, может стать источником утечки. Поэтому важно развивать культуру информационной безопасности (security awareness), чтобы персонал осознавал риски и принимал активное участие в защите данных. Компании, внедряя меры по защите информации, не только предотвращают утечки, но и снижают вероятность крупных штрафов за нарушения законодательства».

Важную роль в обеспечении безопасности играют DLP-системы, которые позволяют контролировать передачу данных и предотвращать их утечки. Однако, помимо технологических решений, необходимо регулярно обучать сотрудников правилам обработки конфиденциальной информации и проводить их аттестацию. Такой подход может существенно сократить число инцидентов, связанных с компрометацией данных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru