Шпион GravityRAT портирован на Android и macOS

Шпион GravityRAT портирован на Android и macOS

Шпион GravityRAT портирован на Android и macOS

Исследователи из «Лаборатории Касперского» обнаружили новые варианты шпионской программы GravityRAT, которые способны атаковать не только Windows, но также macOS и Android.

Названный вредонос был впервые обнаружен в 2017 году в ходе целевых атак на территории Индии. Злоумышленники связывались с намеченной жертвой в Facebook и просили для продолжения беседы установить защищенный мессенджер, а на самом деле — программу-шпион для Windows. К 2018 году индийские эксперты выявили около 100 заражений в оборонных ведомствах, полицейских подразделениях и других организациях.

Анализ, позднее проведенный в подразделении Talos компании Cisco, показал, что после запуска GravityRAT проверяет зараженный компьютер на наличие виртуальных машин и песочниц, собирает информацию о системе, загружает со своего сервера полезную нагрузку и добавляет запланированное задание, чтобы обеспечить себе постоянное присутствие.

По данным Kaspersky, целевые атаки с использованием GravityRAT проводятся как минимум с 2015 года. В прошлом году исследователи обнаружили на VirusTotal схожего шпиона, внедренного в Android-приложение Travel Mate. Имя троянизированной программы для путешественников по Индии вирусописатели изменили на Travel Mate Pro.

 

Функции Android-версии GravityRAT оказались типовыми: шпион ищет и отправляет своим хозяевам данные о зараженном устройстве, список контактов, адреса email, логи звонков и SMS. Зловред также умеет отыскивать в памяти устройства и на сменных носителях документы в форматах .jpg, .jpeg, .log, .png, .txt, .pdf, .xml, .doc, .xls, .xlsx, .ppt, .pptx, .docx и .opus.

Командный сервер, который Android-шпион использовал как хранилище краденых данных, уже засветился в других вредоносных кампаниях. Проверка его IP-адреса выявила ряд доменов, используемых для распространения новых вариантов GravityRAT, работающих под Windows, macOS и Android. Все сайты, отдающие эти вредоносные программы, размещены в CDN-сети Cloudflare, что затрудняет определение реального IP-адреса.

Проанализированные в Kaspersky образцы GravityRAT написаны на .NET, Python и фреймворке Electron. Многие из них подписаны действующими сертификатами, выданными на имя существующих компаний. Распространяются новые модификации по-прежнему — вместе с копиями легитимных приложений.

«С достаточной уверенностью можно предположить, что текущая кампания GravityRAT использует схожие методы — ссылки на вредоносные приложения злоумышленники отправляют конкретным жертвам, —  резюмируют эксперты. — Главное изменение в новой кампании GravityRAT — мультиплатформенность: наряду с Windows, появились версии под Android и macOS. Злоумышленники также стали использовать цифровые подписи, чтобы повысить легитимность приложений».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru