Критическая уязвимость в node-netmask затрагивает 279 тысяч приложений

Критическая уязвимость в node-netmask затрагивает 279 тысяч приложений

Критическая уязвимость в node-netmask затрагивает 279 тысяч приложений

В популярном npm-пакете node-netmask выявлена уязвимость, позволяющая обойти ограничение доступа к IP-адресам и провести атаку SSRF, RFI или LFI на приложение на базе Node.js. Проблема устранена с выпуском версии 2 продукта.

Библиотека netmask выполняет парсинг IP-адресов при обращении к сетевым ресурсам через приложение. На этот компонент полагаются свыше 279 тыс. проектов на GitHub; из репозитория npm его еженедельно скачивают по 3 млн раз и более.

Уязвимость в netmask, получившая идентификатор CVE-2021-28918, вызвана ошибкой в реализации проверки входных данных и проявляется при обработке IP-адресов смешанного формата.

Согласно спецификациям IETF, адреса IPv4 в текстовом виде могут быть представлены в различных форматах, в том числе в десятичном и восьмеричном. В последнем случае строковое значение адреса начинается с нуля — например, 0150.0024.0073.0321, что соответствует более привычному 104.20.59.209. Основные браузеры обычно отслеживают префикс «0» в адресной строке и автоматически совершают перевод IP-адреса в десятичный формат.

Как оказалось, netmask эту особенность не учитывает и попросту отбрасывает начальный 0, обрабатывая все части адреса как десятичные числа. Злоумышленник может, например, запросить ресурс, указав IP-адрес как 0177.0.0.1 (эквивалентно 127.0.0.1 — кольцевому адресу, возвращающему к локальному хост-компьютеру), и уязвимый модуль обработает его как внешний адрес 177.0.0.1. В итоге использующее netmask приложение не уловит тождества 0177.0.0.1 и 127.0.0.1 и загрузит ресурс в обход возможных запретов.

Точно так же при обращении к приложению на базе Node.js автор атаки может указать localhost-адрес как 0127.0.0.1 (соответствует десятичному 87.0.0.1). Модуль netmask обработает его как публичный 127.0.0.1, и искомый доступ будет получен.

 

Уязвимость в netmask позволяет также обойти проверку разрешений на доступ к интранет-адресам, VPN, контейнерам и узлам локальной сети путем ввода IP-адреса 012.0.0.1 (10.0.0.1), который netmask воспримет как 12.0.0.1 (публичный).

Обнаружившие проблему исследователи отметили, что она «катастрофична», так как возможность манипуляции значениями IP-адресов на уровне ввода грозит атаками типа RFI (Remote File Inclusion, динамическое подключение файлов с других серверов), LFI (Local File Inclusion, включение в цепочку выполнения локальных файлов) и SSRF (подмена адресов на стороне сервера).

Патч для netmask вышел десять дней назад в составе сборки 2.0.0 пакета; разработчикам приложений настоятельно рекомендуется обновить зависимости в коде.

Крупному бизнесу угрожают шифровальщики, малому и среднему – Fake Boss

По оценкам «Лаборатории Касперского», в 2025 году с киберугрозами столкнулись 47,7% пользователей. Это первый раз с 2022 года, когда показатель опустился ниже 50%. При этом количество атак на бизнес, напротив, выросло, и эта тенденция, по прогнозам, сохранится и в 2026 году. Существенно различаются и сами угрозы — в зависимости от масштаба компании.

Если крупный бизнес чаще всего становится целью шифровальщиков и вайперов, то малый и средний бизнес, как рассказал главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов, в 2025 году ощутил на себе ренессанс атак через каналы дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Пик атак на ДБО пришёлся на середину года. Всего было атаковано около 12 тыс. компаний. Злоумышленники использовали один из трёх зловредов — PureRAT, VenomRAT или BuhTrap. Последний известен уже более десяти лет. Для доставки зловредов активно применялся фишинг, причём заражённые документы нередко рассылались через системы электронного документооборота.

Дополнительным фактором риска стала человеческая небрежность: бухгалтеры и сотрудники финансовых подразделений часто нарушают правила работы с банк-клиентами и недостаточно внимательно проверяют платёжные поручения. Чаще всего по такой схеме атаковали производственные компании (26%), ретейл (20%) и консалтинговые организации (7%).

Однако ближе к концу года, несмотря на ожидания новой волны атак на ДБО, злоумышленники переключились на схему Fake Boss. В этих кампаниях активно применялись технологии дипфейк и дипвойс — с имитацией внешности и голоса реальных руководителей.

Как отметил Сергей Голованов, к тому моменту нейросетевые инструменты уже научились создавать довольно правдоподобные подделки. Тем не менее их часто выдавали два признака: несоответствие манеры общения стилю реального человека и слишком «стерильный» звук без фоновых шумов. Несмотря на это, как показало совместное исследование «Контур.Толк» и «Лаборатории Касперского», проведённое в сентябре, большинство россиян пока не готовы эффективно противостоять таким атакам.

Для крупного бизнеса основной угрозой по-прежнему остаются шифровальщики. По оценке Сергея Голованова, с атаками шифровальщиков и вайперов в 2025 году столкнулись около 6% российских компаний. При этом именно с их применением были связаны все резонансные инциденты года.

По прогнозу эксперта, эта тенденция сохранится и в 2026 году. Подобные атаки вызывают широкий общественный резонанс и приводят к длительным простоям, что делает их привлекательными как для финансово мотивированных злоумышленников, так и для хактивистов. Новизна может заключаться разве что в техниках — например, в использовании заражённых устройств и носителей, которые могут намеренно подбрасываться в офисах.

В то же время, по данным другого крупного ИБ-вендора, Positive Technologies, шифровальщики в целом остаются нетипичным инструментом для массовых атак из-за высокой стоимости и сложности их применения.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru