TLS 1.3 в OpenSSL теперь поддерживает российские стандарты шифрования

TLS 1.3 в OpenSSL теперь поддерживает российские стандарты шифрования

TLS 1.3 в OpenSSL теперь поддерживает российские стандарты шифрования

Специалисты компаний «Криптонит» и «Криптоком» завершили разработку открытой реализации протокола TLS версии 1.3, обеспечивающего защиту данных с использованием российских криптографических алгоритмов. Она доступна как расширение для OpenSSL 1.1.1.

Протокол TLS используется в браузерах, мессенджерах, клиентах электронной почты, IP-телефонии и другими приложениями для обеспечения конфиденциальности данных, передаваемых через интернет. Версия 1.3 этого протокола определена в международном стандарте RFC8446 и является достаточно «революционной». Благодаря ей внесены существенные модификации в протокол, обеспечивающие одновременно усиление безопасности и улучшение его пользовательских характеристик.

TLS 1.3 позволяет использовать различные алгоритмы шифрования, распределения ключей и цифровой подписи. Конкретный набор криптографических алгоритмов (cipher suites), поддерживаемый обеими сторонами, задаётся на этапе «рукопожатия» (Handshake) — согласования параметров соединения.

Стандарт RFC8446 предусматривает использование в протоколе только зарубежных криптоалгоритмов. В России принято расширение RFC8446 — стандарт Р 1323565.1.030-2020. Его основным отличием является использование российских криптографических алгоритмов и поддержка других режимов работы протокола. Отечественный стандарт определяет 4 криптонабора, каждый из которых использует режим MGM (описан в Р 1323565.1.026) со своими уникальными параметрами.

Режим MGM относится к группе алгоритмов AEAD (аутентифицированного шифрования со связанными данными). В нём используется мультилинейный режим с аутентификацией Галуа, позволяющий одновременно обрабатывать конфиденциальные данные (содержимое сетевых пакетов) и вспомогательные технические (заголовки пакетов). Последние не нужно шифровать, но им требуется обеспечить защиту от модификации (целостность) и проверяемое соответствие зашифрованным фрагментам. Иными словами, MGM защищает от несанкционированных изменений метаданных, передаваемых открытым текстом.

Ранее научно-производственная компания «Криптонит» сообщала о создании на базе OpenSSL 1.1.1 реализации с открытым исходным кодом всех актуальных российских алгоритмов шифрования и режимов их использования, включая режим MGM. Следующим шагом стало обеспечение возможности использования этих алгоритмов в протоколе TLS 1.3.

Основным механизмом расширения функциональности библиотеки OpenSSL в версии 1.1.1 и более ранних является механизм «движка» (engine). Значительный объём российских криптографических алгоритмов доступен в OpenSSL через расширение Gost Engine.

Специалистами компаний «Криптонит» и «Криптоком» были выполнены следующие доработки Gost Engine, а также исходного кода самой библиотеки OpenSSL:

  • добавлен алгоритм кодировки открытого эфемерного ключа в расширении key_share (на этапе Handshake);
  • добавлен алгоритм выработки общего секретного значения ECDHE, при использовании протокола Диффи-Хеллмана;
  • реализован алгоритм TLSTREE, используемый для порождения ключей защиты записей из корневого ключа;
  • доработан механизм согласования алгоритма в расширении signature_algorithms (потребовало правки кода OpenSSL);
  • доработана встроенная система тестов.

«За относительно короткое время после выхода официального стандарта мы сделали open-source реализацию протокола TLS 1.3 с отечественной криптографией. Мне кажется, это хорошая работа и отличный задел на будущее для научного сообщества, разработчиков, а также пользователей, которые должным образом относятся к безопасности своих коммуникаций», — поясняет Александр Спиридонов, руководитель лаборатории информационной и сетевой безопасности НПК «Криптонит».

«Наша компания всегда понимала важность открытых реализаций наряду с сертифицированными, мы считаем, что такой подход способствует расширению рынка для всех его участников», — прокомментировал Дмитрий Кабелев, генеральный директор ООО «Криптоком».

На заключительном этапе согласно методическим рекомендациям ТК26 была проведена проверка полученной реализации протокола TLS 1.3 на контрольных примерах. Дополнительно выполнено её тестирование с использованием формального языка первичных спецификаций криптографических протоколов. Разработанную реализацию протокола TLS 1.3 планируется использовать на стенде тестирования совместимости криптографических средств, также разработанного в НПК «Криптонит».

Параллельно для текущей ветки OpenSSL 3.0 уже ведётся аналогичная работа по внедрению российских стандартов шифрования.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru