Шпион Vidar теперь прячется в файлах интерактивной справки Microsoft

Шпион Vidar теперь прячется в файлах интерактивной справки Microsoft

Шпион Vidar теперь прячется в файлах интерактивной справки Microsoft

Эксперты Trustwave SpiderLabs проанализировали заинтересовавшую их вредоносную email-кампанию, выявленную месяц назад. Ее целью являлся засев хорошо известного инфостилера Vidar, но его доставка осуществлялась новым, многоступенчатым методом, притом с использованием файла в безобидном формате .chm.

Вредонос Vidar не ассоциирован с какой-либо криминальной группой; это коммерческий продукт, который всегда можно приобрести на черном рынке. Написанный на C++ код часто обновляют, чтобы уберечь от детектирования, и распространяют в основном через спам-рассылки.

В данном случае письма злоумышленников были снабжены вредоносным вложением и использовали форму ответа на некое предыдущее послание. Получателю предлагали ознакомиться с важной информацией, которую якобы содержит прикрепленный request.doc.

Фальшивый документ на поверку оказался ISO-образом диска; в этот контейнер были помецены два файла — исполняемый app.exe и .chm (проприетарный формат файлов контекстной справки Microsoft).

 

Анализ показал, что app.exe представляет собой модуль запуска Vidar (лончер). Многие пользователи уже знают, как опасно открывать файлы в этом формате, поэтому скорее предпочли бы просмотреть с виду безвредный pss10r.chm.

На подобную реакцию и надеялись авторы атаки. Открываемая по клику HTML-страница содержит встроенную кнопку; ее нажатие вызывает перезапуск pss10r.chm — с привлечением Windows-утилиты mshta.exe. При этом встроенный в chm-файл JavaScript автоматически выполняет app.exe, и происходит загрузка первой ступени Vidar. Финальный лончер тоже скрыт в pss10r.chm.

 

Эксперты не преминули отметить, что подобная многоступенчатая схема заражения (ISO – CHM – HTML – JavaScript – EXE) способна ввести в заблуждение многие спам-фильтры, почтовые антивирусы и даже специализированные шлюзы безопасности.

После запуска Vidar (аналитикам попались семплы версии 50.3) получает адрес C2-сервера из профиля пользователя децентрализованной соцсети Mastodon, затем скачивает свои зависимости и файл конфигурации. Он также может загрузить другого зловреда, но в ходе февральской киберкампании таких дополнений замечено не было.

Имя пользователя Mastodon (даже два — на всякий случай) вшито в код инфостилера. Выбор соцсети для поиска C2 в данном случае неудивителен: если ссылка, помещенная в раздел биографии, засветится, аккаунт можно закрыть и перенести информацию в новый профиль.

Все полученные файлы вредонос помещает в папку C:\ProgramData; там же сохраняются информация о зараженной системе и данные, украденные из браузеров и других приложений. Похищенное архивируется (ZIP), а затем отсылается на отдельный сервер злоумышленников. Выполнив свои задачи, Vidar удаляет свои файлы и прочие свидетельства несанкционированного присутствия в системе.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru