Минэкономики против повышения штрафов за отсутствие СОРМ у операторов

Минэкономики против повышения штрафов за отсутствие СОРМ у операторов

Минэкономики против повышения штрафов за отсутствие СОРМ у операторов

Минэкономики считает избыточными предложения Минцифры ввести оборотные штрафы за отсутствие у оператора связи СОРМ. Участники рынка тоже обеспокоены. По их прогнозу, от оборотных штрафов пострадают все.

Об отзыве Минэкономики на поправки к закону “О связи” пишет сегодня “Ъ”. Минцифры предлагает ужесточить ответственность для операторов за нарушения установки средств оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ). А если нет технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), вообще запретить оказывать услуги связи.

Минцифры подготовило изменения трех федеральных законов в начале июня. Поправки к закону “О связи” также предписывают новым операторам согласовывать с ФСБ схему построения сети. Поправки к Налоговому кодексу предлагают поднять госпошлину на девять видов лицензий по услугам связи — с 7,5 тыс. до 1 млн руб.

Изменения в кодексе об административных правонарушениях вводят оборотный штраф за отсутствие у оператора СОРМ в размере от 0,01% до 0,05% от годовой выручки оператора, но не менее 1 млн руб. Сейчас эти штрафы составляют от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Отзыв Минэкономразвития размещен на портале regulation.gov.ru:

Минэкономики считает, что основания для введения подобного регулирования в отношении установки СОРМ не представлены, и оно может привести к дополнительным расходам бизнеса. В то же время ТСПУ устанавливают не операторы, а Роскомнадзор, поэтому такие требования к операторам избыточны, следует из позиции министерства.

В Минцифры сообщили, что находятся в диалоге с бизнесом и Минэкономики по этому вопросу и стараются найти компромисс. МТС, “Вымпелком”, “МегаФон” и Tele2 отказались от комментариев.

Применение оборотных штрафов может привести к существенному сокращению рынка, отметил источник “Ъ” в одном из операторов.

Потеря денег сделает цель 100-процентного внедрения СОРМ недостижимой, а единственным вариантом развития событий станет закрытие оштрафованного оператора.

“Это особенно затронет небольших участников рынка”, — говорит собеседник издания.

Крупные операторы также не застрахованы от штрафов за неустановку СОРМ — на сетях локально иногда могут возникать проблемы с работой оборудования, отметил другой источник на телеком-рынке:

“Поэтому крупные компании также рискуют получить штрафы, что негативно скажется на их бизнесе с учетом кризиса”.

Пауза в ужесточении требований к установке СОРМ и возможный отказ от них были бы полезны операторам, которые еще не установили на своих сетях необходимое оборудование, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

Это, по его словам, прежде всего небольшие провайдеры.

У производителей отечественного оборудования, в том числе и СОРМ, технологические и кадровые ресурсы близки к исчерпанию из-за большой нагрузки в связи с уходом зарубежных игроков.

Это привело к росту цен на оборудование и увеличению сроков его поставки, говорит эксперт:

“Операторы не могут сейчас установить СОРМ, даже если имеют финансовые возможности для этого. Ужесточение регулирования заставило бы их уйти с рынка”.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru