Операторы NAS-шифровальщика DeadBolt атакуют российские учебные заведения

Операторы NAS-шифровальщика DeadBolt атакуют российские учебные заведения

Операторы NAS-шифровальщика DeadBolt атакуют российские учебные заведения

Шифровальщик DeadBolt, заточенный под сетевые накопители (NAS), все еще актуален как угроза. Жертвами вымогательства чаще всего становятся представители малого и среднего бизнеса; эксперты Group-IB зафиксировали также несколько атак на ведущие российские вузы и провели анализ образца, полученного в ходе одного из инцидентов.

Вредонос DeadBolt известен не только своей избирательностью, но также тем, что требует выкуп не только у жертвы (0,03-0,05 биткоина, то есть менее $1000 по текущему курсу), но и у производителя NAS-устройств — QNAP или ASUStor (50 BTC за детали используемой уязвимости и мастер-ключ). Необычен также способ передачи ключа расшифровки после уплаты выкупа: жертва получает его в деталях блокчейн-транзакции (внутри кода OP_RETURN).

 

Анализ семпла DeadBolt (файла ELF), полученного при разборе одной из недавних атак, показал, что вредонос написан на Golang и представляет собой 32-битную программу для Linux/ARM. При запуске в режиме шифрования зловред загружает список расширений для поиска и конфигурацию из указанного в командной строке файла JSON (после загрузки перезаписывается нулевыми байтами и удаляется, чтобы предотвратить восстановление содержимого).

Шифрование данных осуществляется с помощью AES-128 в режиме CBC, при этом используется многопоточная обработка. Расшифровка запускается автоматически через веб-интерфейс NAS после ввода ключа, оплаченного жертвой. По завершении процесса вредоносная программа удаляет свои файлы.

Вывода данных при заражении DeadBolt не происходит (операторы шифровальщиков обычно прибегают к краже, чтобы угрожать публикацией в случае неуплаты выкупа). Среди жертв вымогательских NAS-атак числятся представители малого и среднего бизнеса, учебные заведения, физлица; их прописка при этом (страна), похоже, не имеет значения.

Криминальная группировка, стоящая за DeadBolt, активна в интернете как минимум с начала 2022 года. В январе число зараженных устройств исчислялось тысячами, а сейчас уже перевалило за 20 тысяч — по крайней мере, так пишет голландская полиция, которой удалось обманом собрать 155 ключей расшифровки, прежде чем злоумышленники спохватились и усилии контроль платежей.

Вектор атаки DeadBolt долго оставался неизвестным; сами злоумышленники утверждали, что используют уязвимость нулевого дня. В начале прошлого месяца на фоне новой волны атак DeadBolt вышел патч для QTS, подтвердивший гипотезу 0-day (CVE-2022-27593).

Рекомендации Group-IB по защите NAS от подобных атак:

  • не пренебрегать обновлением программного обеспечения / прошивки NAS-устройств;
  • настроить двухфакторную аутентификацию (2FA) в учетной записи администратора;
  • включить SystemConnectionLogs (журнал подключений) на устройстве;
  • настроить отправку событий журналов (системного и SystemConnectionLogs) на удалённый Syslog-сервер;
  • использовать сильные пароли;
  • отключить учетную запись admin и создать отдельный аккаунт с правами администратора;
  • отключить неиспользуемые сервисы (FTP, Telnet и т. п.);
  • переназначить порты основных служб (SSH, FTP, HTTP/HTTPS), заданные по умолчанию;
  • отключить автоматический проброс портов в myQNAPcloud.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru