Действующие в России вымогатели OldGremlin повысили цены до 1 млрд рублей

Действующие в России вымогатели OldGremlin повысили цены до 1 млрд рублей

Действующие в России вымогатели OldGremlin повысили цены до 1 млрд рублей

Компания Group-IB опубликовала результаты анализа атак русскоязычной группировки OldGremlin, промышляющей вымогательством с помощью программы-шифровальщика. Злоумышленники выбирают мишени, с которых можно получить большой выкуп, и аппетиты их стремительно растут: в прошлом году у жертв требовали до 250 млн рублей, сейчас уже могут попросить и миллиард.

В Group-IB отслеживают деятельность данной кибергруппы с марта 2020 года. За истекший период эксперты зарегистрировали 16 вредоносных кампаний с использованием имейл. На настоящий момент известно, что OldGremlin, она же TinyScouts, атакует только российские цели, однако неуемная жажда наживы может заставить ее расширить географию.

Самым благоприятным для охоты на крупную дичь оказался 2020 год — вымогатели провели десять адресных рассылок от имени различных организаций. В 2021 году была выявлена лишь одна киберкампания OldGremlin: злоумышленники сымитировали рассылку Ассоциации интернет-торговли (АКИТ), и приманка дала хорошие результаты.

После долгого перерыва вредоносная активность возобновилась: в этом году GIB уже зафиксировала пять поддельных рассылок, ассоциируемых с вымогательской ОПГ. По данным экспертов, средняя сумма выкупа сейчас составляет около 100 млн руб. при потолке в 1,6 млрд рублей.

 

Чтобы заставить получателя пройти по указанной ссылке и загрузить зловреда, авторы целевых рассылок используют элементы социальной инженерии — актуальные темы (COVID-19, удаленная работа, антироссийские санкции), уместный формат (запрос на интервью, коммерческое предложение, финансовый документ), а также следят за качеством текстов. Вредоносные сообщения рассылаются на адреса сотрудников целевой компании в надежде, что кто-то из них допустит оплошность и предоставят доступ к своему рабочему месту, упростив развитие атаки в корпоративной сети.

«По нашим данным, на счету OldGremlin почти два десятка атак с многомиллионными выкупами, причем в качестве жертв атакующие выбирают все более крупные корпорации, — комментирует Иван Писарев, руководитель отдела динамического анализа Group-IB Threat Intelligence. — Несмотря на то, что пока география атакованных OldGremlin организаций ограничивается Россией, мы полагаем, что не стоит их недооценивать: многие русскоязычные преступные группировки, начав свою деятельность на постсоветском пространстве, постепенно переключались на международные цели».

Инструменты, используемые OldGremlin, ориентированы в основном на Windows-системы, однако в распоряжении ОПГ имеется также шифровальщик, заточенный под Linux. Авторы вымогательских атак отслеживают тренды в мире кибербезопасности и зачастую комбинируют новинки и проверенное временем оружие.

Кроме готовых тулкитов вроде Cobalt Strike и PowerSploit, злоумышленники используют собственный фреймворк (Tiny), который постоянно развивают. Проникнув в сеть, хакеры закрепляются и проводят разведку, подготавливая почву для внедрения шифровальщика — этот период, по данным GIB, в среднем составляет 49 дней.

С полнотекстовой версией отчета о деятельности OldGremlin можно ознакомиться на сайте ИБ-компании (требуется регистрация). В ней подробно рассмотрены инструменты, техники и тактики вымогателей, все имейл-кампании, зафиксированные за 2,5 года, а также приведены полный цикл атаки, IoC и рекомендации по защите.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru