Во время пленарной сессии «Кибербезопасность – новые реалии», проходившей в рамках SOC Forum 2022 в Москве, ведущий Игорь Ляпунов, вице-президент по ИБ ПАО «Ростелеком», задал вопрос лидерам отрасли ИБ о необходимости выбора оптимального сочетания технологического суверенитета, технологического рывка и импортозамещения.
«Когда мы говорим об импортозамещении, технологическом перевооружении и вхождении российских технологий в высоконагруженные системы, мы ожидаем получить зрелые, проверенные продукты. Но есть встречная проблема: мы должны сразу получить работающее решение, хотя здравый смысл подсказывает, что с уходом западных технологий Россия может получить не технологический рывок, а торможение».
Оценивая создавшуюся ситуацию в стране, Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, охарактеризовала ее следующим образом:
«Сложившуюся ситуацию нельзя сравнивать с состоянием кибервойны, ведущейся против России. Все говорят вокруг: “Кибервойна! Кибервойна! Я не согласна, что сейчас идет кибервойна. Никто, точнее “главная недружественная страна“, еще не начинала никакой кибервойны против России. Если бы она развернула ее, то у нас давно было бы выключено все. У нас перестали бы работать все ключевые элементы инфраструктуры».
С этим утверждением сложно не согласиться. Например, «базовые станции мобильных операторов, основные системы управления технологическими процессами, ключевые сетевые устройства на российских сетях – все импортное. Большинство систем допускают удаленное управление. Выключить эти системы не представляет никакой проблемы. Никаких кибератак не нужно для этого».
Как отметила Наталья Касперская, «все, с кем мы до сих пор боролись – это переобувшиеся на политическую борьбу хакеры-самоучки. Профессиональные спецслужбы действовали бы по-другому, более жестко. И мы не готовы к этому».
Наталья Касперская отметила, что в сложившейся ситуации бессмысленно обсуждать кибербезопасность, киберзащиту в отрыве от эксплуатации ИТ-систем.
«Что бы мы ни делали с нашими наложенными системами безопасности, как бы мы ни “прыгали“ с нашими файрволами, всю инфраструктуру выключат (в случае кибервойны), и все».
Для реальной кибербезопасности, считает президент InfoWatch, нужно рассматривать всю ИТ-экосистему в целом.
«Цифровой суверенитет выстроен на базе только двух компонентов: электронного и информационного суверенитета. С этого и надо начинать».
Говоря об электронном суверенитете, Наталья Касперская отметила, что необходимо начинать заменять импортные составляющие не хаотично, а «по цепочке».
«Будет технологическое торможение. По сути, нам надо сейчас заменить у движущегося поезда все части, включая колесные пары. Главная задача – чтобы поезд не сошел с рельс. Это – серьезный вызов».
Наталья Касперская также обратила внимание на то, что проводимое в стране импортозамещение «усложняется массовой цифровизацией».
«К огромному сожалению, цифровизация строилась без оглядки на информационную безопасность. Первоначально предполагалось, что информационная безопасность будет пронизывать цифровую экономику. Потом ее становилось все меньше и меньше. В результате все свелось на нет. Основными целями заявлялось повышение производительности, эффективности, ускорения. Это – замечательно, но оказалось, что очень многие системы построены на импортных системах или на открытом коде. Сейчас придется заменять это каким-то образом или блокировать».
В качестве примера разумной реализации политики импортозамещения Наталья Касперская назвала подход Банка России.
«Он выделил среди технологических процессов самые критичные и начал импортозамещение с них. Потом планируется расширять область замены».
Самой больной темой в области средств наложенной безопасности, по мнению Натальи Касперской, являются файрволы NGFW.
«Нет у нас возможности останавливаться из-за того, что у нас снизится качество. Оно снизиться неизбежно, но у нас нет альтернативы».
Президент InfoWatch также отметила, что в руководстве большинства крупных российских предприятия (помимо отдельных, редких исключений) не знают, что в России есть собственное ПО. Это удивительно, но это так. Наталья Касперская призвала «строить мосты». «Мы можем гораздо больше, чем думаем».