Антивирусы Microsoft и Avast можно использовать как вайпер — с помощью 0day

Антивирусы Microsoft и Avast можно использовать как вайпер — с помощью 0day

Антивирусы Microsoft и Avast можно использовать как вайпер — с помощью 0day

Выступая на конференции Black Hat, проходящей в Великобритании, эксперт SafeBreach Ор Яир (Or Yair) рассказал об интересной уязвимости, характерной для некоторых EDR-решений. С ее помощью злоумышленник может заставить наделенного root-правами защитника стереть все данные в системе — даже файлы, необходимые для ее функционирования.

Найденная уязвимость нулевого дня определена как TOCTOU (Time of Check Time of Use) — разновидность состояния гонки. Ей подвержены продукты класса EDR, завершающие удаление выловленных зловредов после перезагрузки системы.

Путь к вредоносному файлу в этом случае сохраняется в определенном месте (зависит от вендора) и иногда даже не проверяется при удалении. Это хороший шанс для злоумышленника, который может, используя паузу, изменить путь к объекту и заставить EDR или антивирус стереть совсем другой файл.

В комментарии для Dark Reading Яир уточнил, что с этой целью автору атаки придется использовать точки соединения NTFS, которые работают так же, как симлинки, но только для папок на разных дисках.

Сами исследователи вначале создали зловреда с разрешениями рядового пользователя. Чтобы заставить испытуемую EDR отложить удаление до перезагрузки, файл держали открытым. В системе была также создана папка C:\TEMP\ (точка соединения NTFS) с привязкой к другой директории.

В итоге при попытке окончательно вычистить вредоноса EDR пошла по неверному пути и удалила совершенно безвредный файл. Как оказалось, подобный трюк можно использовать для удаления множества файлов в разных местах, создав короткий путь к папке и вставив в него пути к целевым ресурсам.

В SafeBreach протестировали 11 антивирусных продуктов разного производства. Шесть из них оказались уязвимыми к таким абьюзам — Microsoft Defender, Defender for Endpoint, TrendMicro ApexOne, Avast Antivirus, AVG Antivirus и SentinelOne. Некоторые из них нельзя использовать для стирания файлов по выбору, зато они могут удалить сразу всю папку.

Три вендора успели выпустить патчи до обнародования 0-day на Black Hat Europe 2022 — Microsoft, TrendMicro и Gen Digital (Norton LifeLock до слияния с Avast). Яир не исключает, что выявленная проблема актуальна и для других EDR-систем; парк потенциально уязвимых конечных устройств он оценил в сотни миллионов компьютеров.

Участники конференции также ознакомились с PoC-кодом Aikido, умеющим скрытно манипулировать EDR. Чтобы опытный образец соответствовал званию вайпера, его научили перезаписывать файлы перед удалением — в этом случае содержимое невозможно восстановить.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru