Кибершпионы Cloud Atlas вновь атакуют российский госсектор

Кибершпионы Cloud Atlas вновь атакуют российский госсектор

Кибершпионы Cloud Atlas вновь атакуют российский госсектор

В III квартале Positive Technologies зафиксировала новые атаки Cloud Atlas на территории России. Разбор одной из них показал, что техники и инструменты преступной группы практически не изменились.

Русскоязычная группировка Cloud Atlas, появившаяся на интернет-арене в 2014 году, специализируется на шпионаже и краже конфиденциальных данных. В Positive Technologies ее деятельность отслеживают с 2019 года; по данным ИБ-компании, хакеров в основном интересуют госструктуры России, Белоруссии, Азербайджана, Турции и Словении.

Целевые атаки Cloud Atlas обычно начинаются с поддельного письма с вредоносным вложением. В качестве приманки используются актуальные политические события, представляющие интерес для получателя сообщения.

Адреса отправителя сфальсифицированы, но выглядят убедительно. Так, одна из недавних вредоносных рассылок проводилась от имени «Лента.Ру», при этом письма отправлялись с аккаунта @lenta.ru, который позволяет создать Rambler.

 

Прикрепленный файл Word содержит маскировочный текст, скопированный из легитимного источника, в который вставлена ссылка на вредоносный шаблон на удаленном сервере. Этот файл может содержать макрос или эксплойт (например, CVE-2017-11882).

В ходе исследования специалисты выявили несколько схем многоэтапного заражения, использующих разные инструменты:

 

Своих вредоносов Cloud Atlas тщательно скрывает: использует обфускацию, документированные возможности Microsoft Office, легитимные облачные хранилища (OpenDrive), одноразовые запросы на получение полезной нагрузки.

«Все обнаруженные образцы имели достаточно большой размер, а также были обфусцированы, — комментирует Даниил Колосков, старший специалист отдела PT, занимающегося исследованием ИБ-угроз. — Почти все функции, расшифровывающие загрузчик, содержали большое количество полиморфного кода, используемого для затруднения анализа. Сам загрузчик хранился исключительно в памяти процесса и на диске никаким образом не присутствовал».

Все регистрируемые хакерами C2-серверы используются лишь для удаленной загрузки шаблонов. Исследователям удалось выявить семь таких адресов:

  • checklicensekey.com;
  • comparelicense.com;
  • driver-updated.com;
  • sync-firewall.com;
  • system-logs.com;
  • translate-news.net;
  • technology-requests.net (замаскирован под сайт Hoosier Heights — владельца скалодромов в штате Индиана).
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru