Ботнет Glupteba воспрял после трепки, которую ему задала Google

Ботнет Glupteba воспрял после трепки, которую ему задала Google

Ботнет Glupteba воспрял после трепки, которую ему задала Google

В Nozomi Networks фиксируют новый всплеск вредоносной активности, ассоциируемой с ботнетом Glupteba. Значительно увеличилось количество биткоин-адресов, используемых для обновления конфигурации и раздачи полезной нагрузки; в 10 раз возросло число скрытых сервисов Tor, через которые резидентный троян отыскивает командные серверы.

Ботнет Glupteba примечателен тем, что построен на блокчейне; подобная организация помогает скрыть внутренние коммуникации и повысить жизнестойкость вредоносной сети. Операторы передают актуальные для резидентных зловредов данные (адреса C2, дополнительных модулей) путем проведения биткоин-транзакций.

Лежащий в основе ботнета вредонос с функциями бэкдора обычно распространяется через кряки и вредоносную рекламу по схеме PPI (pay-per-install, с оплатой за каждую установку). Из дополнительных модулей трояну могут отдать инфостилер, криптомайнер, инструмент проксирования трафика или набор эксплойтов для сетевых устройств — таких как роутеры MikroTik и Netgear.

В конце прошлого года Google при поддержке других провайдеров удалось отключить C2-серверы Glupteba; на тот момент в состав ботнета, по оценкам экспертов, входило более 1 млн Windows-устройств. Корпорация также выдвинула обвинения против двух россиян, Александра Филиппова и Дмитрия Старовикова, которые, по ее мнению, являлись создателями бот-сети (в прошлом месяце суд штата Нью-Йорк постановил наложить на ответчиков взыскание, о котором ходатайствовала Google).

Новая Glupteba-кампания, по данным Nozomi, была запущена в июне и продолжается до сих пор. Наблюдатели обнаружили 18 новых C2-доменов в различных TLD-зонах, в том числе .ru, .su и .moscow. Количество сервисов Tor, задействованных в командной инфраструктуре ботнета, по оценкам, увеличилось в десять раз в сравнении с прошлогодними показателями.

Удалось также выявить 17 биткоин-адресов, ассоциируемых с воспрянувшей бот-сетью. Один из них активен с 1 июня; на его счету 11 транзакций. Спрятанные в них данные использовали 1197 образцов Glupteba, последний раз этот адрес засветился 8 ноября.

 

Из провайдеров криптоуслуг ботоводы наиболее часто используют blockchain.com и blockstream.info. Передаваемые в биткоин-транзакциях данные ранее шифровались по AES-GCM (ключ вшивался в код семпла); сейчас для защиты используется простой XOR с общим ключом cheesesauce. 

Для защиты от вернувшейся угрозы эксперты советуют заблокировать используемые Glupteba блокчейн-сервисы и C2-домены (полный список приведен в блог-записи Nozomi). Рекомендуется также поставить на контроль DNS-логи и обновление антивирусов.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru