APT-группа Gamaredon начала использовать в атаках USB-червя

APT-группа Gamaredon начала использовать в атаках USB-червя

APT-группа Gamaredon начала использовать в атаках USB-червя

В недавних атаках Gamaredon засветился новый USB-червь, облегчающий сбор информации и шпионаж. В Check Point зловреда нарекли LitterDrifter и предупреждают, что он способен обеспечить максимальный охват целей в выбранном регионе.

APT-группа Gamaredon, она же Aqua Blizzard, Iron Tilden, Primitive Bear, Shuckworm и Winterflounder, известна ИБ-сообществу с 2014 года. Ее киберкампании отличаются масштабностью, а техники и тактики зачастую нестандартны.

Проведенный в Check Point анализ показал, что LitterDrifter незамысловат и состоит из двух основных компонентов: один отвечает за самораспространение через USB-накопители (модуль-спредер), другой — за связь с C2-сервером.

Код вредоноса сильно обфусцирован; на диск он записывается (а папку «Избранное») как скрытый файл trash.dll, хотя на самом деле это VBS-сценарий. Для маскировки создается ярлык (файл LNK с вводящим в заблуждение именем — например, twitter_password.rtf).

Основным назначением VBS-скрипта являются расшифровка и запуск спредера и C2-модуля, а также закрепление в системе (путем создания запланированных заданий и записей в системном реестре).

Подход к организации связи с центром управления LitterDrifter оказался необычным. Вначале соответствующий модуль проверяет папку %TEMP% на наличие файла конфигурации C2 (имя жестко прописано в коде). Это еще и проверка факта заражения.

Обнаружив нужный файл, вредонос продолжает выполняться как запланированная задача. Если конфигурационного файла нет, скрипт генерирует произвольный поддомен для вшитого в код домена и отправляет запрос WMI:

select * from win32_pingstatus where address='Write<random_2_digit_number>.ozaharso.ru’

Из ответа сервера извлекается IP-адрес и сохраняется в новом конфигурационном файле. На его основе создается URL следующего формата:

http://<cncIP>/jaw<random_2_digit_number>/index.html=?<random_2_digit_number>

Для C2-коммуникаций используется кастомный User-Agent с информацией о зараженной машине (имя компьютера и серийный номер системного диска в шестнадцатеричном формате). В ответ LitterDrifter может получить пейлоад (в ходе исследования загрузок почти не происходило).

Зловред также вооружен счетчиком отказов C2. Если его выставить на «2», скрипт перейдет на резервный канал связи — Telegram.

Обнаруженные в рамках данной кампании IP-адреса в среднем активны в течение 28 часов, однако те, что работают как C2, меняются несколько раз в сутки. Все используемые вредоносом домены привязаны к TLD-зоне RU и зарегистрированы через REGRU-RU.

Согласно VirusTotal, атаки с применением LitterDrifter наиболее часты на Украине. Образцы для проверки также поступали из США, Вьетнама, Чили, Польши, Германии и Гонконга.

 

По данным Mandian, в первой половине 2023 года число атак, использующих зараженные флешки для кражи данных, возросло в три раза. Вместе с тем вредоносы, распространяемые через USB-устройства, довольно редки и обычно применяются точечно — например, против АСУ ТП с целью саботажа. В этом году таким самоходным зловредом обзавелась также китайская APT-группа Zirconium (APT31).

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru