Уровень знания основ ИБ низок в 19% российских ИТ-компаний

Уровень знания основ ИБ низок в 19% российских ИТ-компаний

Уровень знания основ ИБ низок в 19% российских ИТ-компаний

Компания «СёрчИнформ» опубликовала результаты исследования ситуации с ИБ в компаниях России и СНГ по данным за 2023 год. Как оказалось, в 19% случаев работники сферы ИТ плохо знают основы информационной безопасности.

В ходе исследования были изучены данные, полученные путем опроса ИБ-специалистов из компаний разного профиля. Аналитики проводят такое анкетирование каждый год в рамках конференций Road Show SearchInform, предоставляя респондентам возможность выбора нескольких вариантов ответа.

Согласно новым результатам, сотрудники с хорошим знанием основ ИБ в частном ИТ-секторе встречаются чаще, чем в госкомпаниях той же вертикали, однако общий уровень подготовки у них хуже.

 

К сожалению, работодатели все еще предпочитают обучать персонал основам ИБ с помощью письменных регламентов, которые зачастую плохо написаны и неубедительны. В итоге они ставят под угрозу защищенность компании в условиях роста рисков.

Опрос показал, что в 2023 году с ИБ-инцидентами столкнулись 69% бизнес-структур; чаще всего это были утечки информации (ПДн, клиентских данных, деталей сделок, техдокументации). Количество утечек увеличилось в два раза в сравнении с 2022 годом, а число инцидентов по вине инсайдеров — на 18%.

 

В случае утечки большинство компаний проводят закрытое расследование, четверть оповещают пострадавших, 9% обнародуют такие факты, в том числе через СМИ.

Исследователи также выяснили, что в прошлом году запланированные расходы на ИБ увеличили 39% ИТ-компаний (деньги выделяются в основном на продление лицензионных ключей, закупку нового оборудования и импортозамещение).

«В 2022 году 25% компаний увеличили бюджет на безопасность, в 2023 эта цифра выросла на 14 п. п., — комментирует Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ». — Это большой скачок, так как в предыдущих исследованиях рост финансирования этой сферы стабильно фиксировали не больше четверти российских ИТ-компаний. На это, в том числе, повлияли запланированные изменения в российском законодательстве в области защиты ПДн — ужесточение ответственности и увеличение суммы штрафов до полумиллиарда рублей».

Дефицит ИБ-кадров по-прежнему составляет проблему для подавляющего большинства компаний, и решают ее предприниматели по-разному:

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

У Троя Ханта увели список HaveIBeenPwned через фишинг в MailChimp

Известный специалист по информационной безопасности и создатель сервиса HaveIBeenPwned Трой Хант сообщил об утечке своей MailChimp-рассылки в результате успешной фишинговой атаки. Злоумышленники получили доступ к списку из 16 000 подписчиков, включая более 7 500 уже отписавшихся адресатов.

Хант заявил, что все активные подписчики получат уведомление об инциденте и принёс свои извинения.

Он также выразил обеспокоенность тем, что MailChimp хранит данные пользователей даже после их отписки, и пообещал разобраться, связано ли это с ошибкой конфигурации на его стороне.

По словам Ханта, фишинговое письмо выглядело весьма правдоподобно и содержало классический прием: в сообщении якобы от MailChimp утверждалось, что из-за жалобы на спам он не сможет отправлять письма до тех пор, пока не проверит свои кампании.

Уставший после перелёта Хант перешёл по ссылке, ввёл логин, пароль и одноразовый код подтверждения, после чего страница «зависла». Через пару минут он получил уведомление от MailChimp об успешном экспорте подписного списка — похоже, атака была автоматизированной.

Иронично, что на момент атаки Хант находился в Лондоне, где обсуждал с представителями Национального центра кибербезопасности Великобритании продвижение технологии passkeys, устойчивой к фишингу. MailChimp, однако, пока не поддерживает такие методы защиты, предлагая лишь одноразовые коды через приложение-аутентификатор или СМС-сообщение.

Хант подчеркнул, что хотя он не призывает отказываться от 2FA, этот случай наглядно демонстрирует её уязвимость перед фишингом: злоумышленник может мгновенно передать полученный код на свой сервер.

Он также напомнил пользователям менеджеров паролей следить за автоматическим заполнением полей: если логин не подставляется автоматически, это может быть тревожным сигналом. Хотя, по его признанию, и это не панацея, так как некоторые легитимные сервисы используют разные домены для аутентификации.

Отдельную долю вины Хант возложил на приложение Outlook для iOS, которое отобразило имя отправителя как «MailChimp Account Services», не раскрыв фактический домен отправителя (hr@group-f.be) — важную деталь, которая могла бы помочь распознать подделку.

Фишинговый домен (mailchimp-sso.com), на котором находилась страница для ввода данных, был отключен компанией Cloudflare спустя чуть более двух часов после атаки. Хант также сообщил, что API-ключ, созданный при взломе, был удален, что исключает дальнейший несанкционированный доступ к его аккаунту.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru