Анализ рынка антивирусной защиты Украины 2006-2007

Анализ рынка антивирусной защиты Украины 2006-2007

Первый независимый анализ украинского рынка антивирусной защиты, в нем приводятся данные по объему продаж и долям рынка ведущих игроков в 2006 году и прогноз развития ситуации на 2007 год.

 

1. Введение

2. Методология

3. Объем продаж и доли рынка в 2006 году

4. Анализ результатов за 2006 год

5. Прогноз на 2007 год

 

1. Введение

Статья представляет собой первый независимый анализ рынка антивирусной защиты Украины по итогам 2006 года. Данный обзор в рамках проекта Anti-Malware.ru будет проводится  ежегодно и призван с определенной точностью ответить на вопрос: "Кто есть кто на рынке антивирусной защиты Украины?"

Документ готовился при отсутствии финансовой поддержки кого-либо из упоминаемых в нем производителей (дистрибьюторов, реселлеров и т.д.) на территории Украины или иных лиц, заинтересованных в умышленном искажении видения ситуации на рынке.

Приведенные здесь данные за 2006 год могут не совпадать с официальными позициями участников рынка информационной безопасности, так как являются экспертной оценкой авторов статьи при активном участии экспертов сообщества Anti-Malware.ru.

При подготовке этого анализа эксперты не ставили своей целью каким-либо образом повлиять на общественное мнение, изменить расстановку сил на рынке, принизить или наоборот приукрасить чьи-то достижения  или каким-то другим способом исказить реальную ситуацию на рынке.

 

2. Методология

Приведенные в этой статье данные за 2006 календарный год были получены из различных источников, среди которых: официальные данные участников рынка, информация из открытых источников (СМИ) и экспертные оценки аналитиков Anti-Malware.ru.

Все приведенные здесь цифры по объему продаж указаны в ценах для конечных пользователей, что несколько выше реальных доходов компаний-производителей или дистрибьюторов на территории (различаются на величину скидки для каналов продаж).

В анализе не учитывались возможные доходы от технологических продаж вендоров, например, когда антивирусный движок продается внутри продукта третьей стороны.

 

3. Объем продаж и доли рынка в 2006 году

Ниже приведены данные по объемам продаж различных вендоров и их доли на антивирусном рынке Украины (в ценах конечных пользователей).

 

Таблица 1: Объем продаж и доли вендоров на рынке антивирусной защиты Украины в 2006 году

Производитель Объем продаж (млн. USD) 2006 Доля рынка 2006
Symantec 1.51 28%
Лаборатория Касперского 1.4 26%
Trend Micro 0.76 14%
Доктор Веб 0.65 12%
Eset 0.43 8%
CA 0.38 7%
McAfee 0.11 2%
Panda Security 0.05 1%
Другие 0.11 2%
Весь рынок 5.4 100%

 

Рисунок 1: Доли основных участников рынка антивирусной защиты Украины в 2006 году

Доли  основных участников рынка антивирусной защиты Украины в 2006 году

Суммарный объем украинского рынка антивирусного программного обеспечения в 2006 году составил $5.4 млн.

 

4. Анализ результатов за 2006 год

Как видно из таблицы и рисунка 1, лидером украинского рынка является корпорация Symantec. Ее объем продаж в ценах конечных пользователей составил более $1.5 млн., что соответствует доли рынка в 28%.

Второе место на рынке занимает "Лаборатория Касперского", которая в 2006 году продала антивирусных продуктов на сумму $1.4 млн. Ее доля рынка составляет 26%, что всего на 2% меньше, чем у  лидера. Стоит отметить, что объем продаж только этих двух компаний превысил $1 млн.

Третью позицию со значительным  отставанием от "Лаборатории Касперского" занимает компания Trend Micro, ее объем продаж составил $0.76 млн., что соответствует доле рынка 14%. Следом за ней с долей рынка 12% располагается "Доктор Веб".

Четверка лидеров в сумме контролирует 80% украинского антивирусного рынка.

Доли компаний Eset и CA не превышают 10%, а объем продаж – $500 тыс.  Продажи McAfee и Panda Security в абсолютных цифрах незначительны, их доли рынка не превышают 5%.

 

5. Прогноз на 2007 год

Прогноз на 2007 год стоит начать с оценки общего размера украинского рынка. По  нашему прогнозу суммарный объем продаж антивирусного ПО в Украине должен составить около $7.5 млн. Таким образом, суммарный рост объема продаж в 2007 году по сравнению с прошедшим годом будет около 40%.

Теперь посмотрим, как могут измениться позиции игроков на рынке к концу 2007 года. Для начала обратимся к таблице 2, в которой для каждого производителя сделана экспертная оценка потенциала роста на 2007 год.

Градация потенциала роста осуществляется по следующим степеням:

  • Отрицательный – снижение объема продаж, уменьшение доли вендора на рынке;
  • Стагнация - сохранение текущего объема продаж, уменьшение доли вендора на рынке (при условии роста рынка в целом);
  • Низкий – рост объема продаж от 0 до 30%;
  • Умеренно высокий – рост объема продаж от 30 до 80%;
  • Очень высокий – рост объема продаж на 80% или более.

 

Таблица 2: Потенциал роста и позиции основных игроков на 2007 год (прогноз)

Производитель Потенциал роста Позиция на рынке по итогам 2007 года
Symantec Умеренно высокий 2
Лаборатория Касперского Очень высокий 1
Trend Micro Умеренно высокий 3
Доктор Веб Умеренно высокий 4
Eset Очень высокий 5
CA Стагнация/Низкий 7
McAfee Умеренно высокий 6
Panda Security Стагнация/Низкий 8

 

Как видно из таблицы 2, в 2007 году ожидаются изменения в пятерке лидеров. Ожидается, что "Лаборатория Касперского" при помощи грамотной работы с партнерами и полностью обновленной продуктовой линейки опередит по объему продаж Symantec и выйдет в лидеры рынка. Поэтому оценка потенциала роста - Очень высокий.

«По нашим оценкам результатом первого полугодия мы опередили Symantec по объему продаж и вышли на 1-е место на антивирусном рынке Украины. По итогам 2007 года наши лидерские позиции должны только укрепиться благодаря обширной партнёрской сети ЛК в Украине, качественной поддержки партнёров со стороны вендора, удачной маркетинговой стратегии и технически превосходному продукту», - отметил Андрей Слободяник, Коммерческий представитель "Лаборатории Касперского" на Украине.

Позиция Symantec на украинском рынке не такая агрессивная, как его основного конкурента (Лаборатории Касперского), ее скорее можно назвать позицией "стабильного роста". Высокие для украинского рынка цены и недостаточно высокий уровень технической поддержки не позволят Symantec удержаться на первой строчке. Потенциал роста – Умеренно высокий.

Алексей Татуян, Менеджер по развитию бизнеса Symantec в Украине отметил: "Лаборатория Касперского имеет в Украине успехи в большой степени за счет своих продуктов для домашних пользователей, в то время как 90% продаж для Symantec - это корпоративные заказчики. В целом развитие рынка происходит достаточно стабильно. Ежегодный рост объема продаж Symantec составляет около 30% на фоне медленно снижающегося уровня пиратсва".

Остальные представители лидирующей пятерки должны сохранить свои позиции.  Итак, пройдем по порядку.

Компании Trend Micro достаточно удачно продвигается в корпоративном сегменте рынка, благодаря качественным продуктам, но по нашей оценке рост продаж этого вендора будет недостаточно высоким, чтобы приблизиться к лидирующей паре. У представительства имеются сложности в работе с партнерами из-за афилированности с одним из крупных украинских дистрибуторов (компания "ЦЕБИТ"), поэтому оценка потенциала роста – Умеренно высокий.

Компания "Доктор Веб" должна сохранить свою 4-ю позицию на рынке. На руку вендору сыграет выход долгожданной версии Dr.Web 4.44 и расширение корпоративной продуктовой линейки. Несмотря на это, не ожидается, что ее рост продаж будет впечатляющим. Потенциал роста – Умеренно высокий.

"Антивирусный рынок в Украине еще не поделен. С уходом с рынка UNA  ("Украинский Национальный Антивирус") появились серьезные ниши, за которые сейчас разворачивается активная борьба", - отметил Алексей Гребенюк, Директор Центра технической поддержки «Доктор Веб».

Продажи компании Eset в Украине растут очень высокими темпами. В основе этого процесса лежит успешно опробованное в России позиционирование продуктов как лучших по быстродействию. Несмотря на это, опередить "Доктор Веб" в текущем году им не удастся.

Несмотря на большое желание компании McAfee поднять продажи в СНГ и начало активной работы на рынке, потенциал ее роста, все-таки, остается Умеренно высоким. Хотя небольшой объем продаж вполне позволяет показать существенные темпы роста (например, удвоить продажи), пока это только планы и резкого роста продаж  McAfee в 2007 году ожидать не приходится.

Потенциал роста Panda Security и CA оценивается как Низкий/Стагнация, так как продвижения этих компании практически не заметно. Технологическое отставание продуктов СА сводит на нет все шансы на рост.

Подводя итоги можно отметить, что ситуация на антивирусном рынке Украины очень интересна тем, что активную борьбу за лидерские позиции ведут сразу 4 вендора. При этом разрыв в объеме продаж между 1-2 и 3-4 местами минимальный. Объем рынка в 5.4 млн. долларов для такой страны как Украина - это очень немного. Неизбежный рост рынка в ближайшие годы должен привести к ужесточению конкурентной борьбы среди участников первой четверки, а также набирающими обороты Eset и McAfee.

Прогноз объемов продаж для каждого вендора на 2007 год в количественном выражении не производился из-за сильной закрытостью и непрозрачности рынка, и, как следствие, его заведомо низкой точности.

 

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru