Обзор One Identity Privileged Account Governance (PAG), интеграция с системами управления привилегированным доступом (PAM)

Обзор One Identity Privileged Account Governance (PAG)

Обзор One Identity Privileged Account Governance (PAG)

Управление привилегированными учётными записями обычно выходит за рамки проекта и возможностей систем класса IGA (Identity Governance and Administration). C одной стороны, это разумно — в силу специфики привилегированного доступа и потенциальных возможностей его обладателей. С другой стороны, базовые процессы пересмотра (ресертификации), своевременной блокировки доступа, назначения ответственных (владельцев) и др., которые по умолчанию имеются в системе IGA, зачастую отсутствуют в комплексах управления привилегированным доступом. Восполнить этот пробел призван модуль Privileged Account Governance (PAG) от компании One Identity.

 

 

  1. Введение
  2. О привилегированном доступе
  3. Система One Identity Safeguard
  4. Модуль интеграции Privileged Account Governance (PAG)
    1. 4.1. Управление привилегированными учётными записями в One Identity Manager
      1. 4.1.1. Устройства (Appliances)
      2. 4.1.2. Учётные записи пользователей (User accounts)
      3. 4.1.3. Группы пользователей (User groups)
      4. 4.1.4. Активы (Assets)
      5. 4.1.5. Группы активов (Asset groups)
      6. 4.1.6. Учётные записи актива (Asset accounts)
      7. 4.1.7. Учётные записи каталогов (Directory accounts)
      8. 4.1.8. Группы учётных записей (Account groups)
      9. 4.1.9. Полномочия (Entitlements)
    2. 4.2. Привязка учётной записи пользователя в системе PAM к карточке сотрудника
    3. 4.3. Запрос привилегированного доступа из портала самообслуживания IT Shop
    4. 4.4. Отчёты
  5. Выводы

 

Введение

Данной публикацией мы продолжаем обзор системы управления идентификационными данными и доступом One Identity Manager.

  • В первой части обзора нами были рассмотрены история продукта и его функциональные возможности, детально описан портал самообслуживания как основное рабочее средство для сотрудников компании (рядовых пользователей, их руководителей, а также сотрудников отдела информационной безопасности и аудиторов).
  • Во второй части мы рассказали об архитектуре решения, среде настройки и разработки коннекторов и средствах конфигурирования системы в целом.
  • Третью часть обзора мы посвятили более детальному описанию возможностей One Identity Manager по интеграции с системой SAP R/3, широко используемой на российском и мировом рынке, и функциональности по разделению полномочий (Segregation of Duties).

Ниже мы рассмотрим основные возможности модуля Privileged Account Governance (PAG), входящего в состав продукта One Identity Manager. Этот программный модуль предназначен для интеграции с системами управления привилегированным доступом (в IT-индустрии класс таких систем именуют Privileged Access Management — PAM). Наш обзор мы будем вести применительно к собственному PAM-решению компании One Identity — системе Safeguard.

 

О привилегированном доступе

Прежде чем начать обзор, необходимо сказать несколько слов об управлении доступом (сотрудников компании к информационным ресурсам организации, в которой они работают) в целом. Доступ сотрудников можно условно разделить на два типа:

  • стандартный (набор учётных записей и полномочий, выданных сотруднику для выполнения должностных обязанностей);
  • привилегированный (набор повышенных прав доступа, вплоть до административных — для настройки и обслуживания информационных систем и оборудования IT-инфраструктуры компании).

Для управления доступом первого типа используются решения класса Identity Governance and Administration (IGA). Управление происходит централизованно, при помощи настраиваемой ролевой модели (Role-based Access Control — RBAC), через запросы доступа с последующим согласованием, посредством автоматизированных процессов аттестации / ресертификации — всё это мы подробно рассматривали в первой и второй частях обзора One Identity Manager.

Проблема состоит в том, что второй тип доступа — привилегированный — в большинстве случаев не покрывается системой IGA. Для управления привилегированным доступом часто используют отдельные решения (класса Privileged Access Management — PAM), никак не связанные с системой IGA. Таким образом очень важная по своим потенциальным возможностям часть всех доступов хоть и контролируется через PAM, но всё равно выпадает из системы централизованного контроля и управления (IGA). Это происходит в силу того, что в PAM-системе обычно заводятся отдельные учётные записи для администраторов разных уровней и ведутся уникальные индивидуальные наборы доступов для каждой из них; там также присутствует необходимость поведенческого контроля действий администраторов (User Behavior Analytics — UBA), чего нет в системе IGA.

Восполнить этот пробел призван механизм интеграции систем IGA и PAM — модуль Privileged Account Governance (PAG), входящий в стандартную поставку решения One Identity Manager.

 

Система One Identity Safeguard

Несколько слов также скажем о PAM-решении компании One Identity. В 2018 году One Identity приобрела Balabit — известного и популярного производителя продуктов в сфере информационной безопасности, таких как Session Control Box или syslog-ng, и интегрировала его разработки в своё собственное PAM-решение — Safeguard. В частности, Session Control Box превратился в модуль Safeguard for Privileged Sessions (SPS), а функции аналитики — в Safeguard for Privileged Analytics (SPA). О том и другом будет подробнее сказано ниже.

One Identity Safeguard — это решение, сочетающее в себе возможности безопасного хранения паролей привилегированных учётных записей, а также мониторинга и записи «админских» сессий. Оно представлено в виде аппаратного (hardware appliance) или программного (virtual appliance) комплекса и состоит из двух основных независимых, но интегрирующихся между собой модулей:

  • Safeguard for Privileged Passwords (SPP) — автоматизирует процессы запросов и процедуры предоставления привилегированного доступа с использованием ролевой модели и политик безопасности компании. Safeguard for Privileged Passwords позволяет организовать полноценную систему управления жизненным циклом паролей привилегированных учётных записей (включая встроенные, такие как «administrator», «root», «supervisor» и проч.) — запрос, согласование, утверждение, смена, ротация (на регулярной основе), отзыв и т. д. Система имеет свой собственный пользовательский портал для запроса и получения доступа. Также имеется в наличии мобильное приложение для утверждения запросов пользователей.
  • Safeguard for Privileged Sessions (SPS) — с помощью этого модуля можно контролировать, отслеживать и записывать привилегированные сессии администраторов, подрядчиков и других пользователей, представляющих высокий уровень риска. Вся активность в рамках сессии (вплоть до нажатия клавиш, движений мыши и просмотра окон) записывается, индексируется и сохраняется в защищённых от несанкционированного доступа журналах аудита. Сессии можно просматривать как видеоролики и искать по любому слову, которое появлялось на экране пользователя. С помощью Safeguard for Privileged Sessions также можно контролировать вредоносные действия администраторов и блокировать команды, подвергающие опасности инфраструктуру компании.

Отдельно опишем ещё один модуль PAM-системы One Identity — Safeguard for Privileged Analytics (SPA). Этот модуль используется совместно с модулем записи «админских» сессий (Safeguard for Privileged Sessions) и позволяет выявлять аномалии в поведении пользователей (UBA), находить и пресекать ранее неизвестные типы внутренних и внешних угроз. Алгоритмы продукта умеют выявлять отклонения от базовой линии поведения конкретного пользователя, исследуя динамику нажатия клавиш и движения мыши, время и место начала сессии, продолжительность сеанса. Эти и другие параметры служат для непрерывной биометрической аутентификации пользователей и помогают выявлять инциденты в области безопасности. Safeguard for Privileged Analytics также оценивает уровень потенциального риска каждого пользователя для принятия превентивных мер в отношении первоочередных угроз.

 

Модульинтеграции Privileged Account Governance (PAG)

PAM-решение One Identity Safeguard интегрируется с IGA-системой One Identity Manager при помощи стандартного модуля (PAG), входящего в комплект поставки последней. После активации модуля и настройки подключения к системе Safeguard становятся возможными следующие типовые сценарии:

  • Автоматическое назначение доступа в PAM-систему из системы IGA. Например, для вновь принятого на работу сотрудника (или для уже существующего) в случае его приёма / перевода в «Отдел системного администрирования» можно автоматически создать учётную запись в PAM-системе (локальную или связанную с аккаунтом сотрудника в каталоге Active Directory) и / или добавить его учётную запись в ту или иную группу в той же PAM-системе (с группами могут быть связаны те или иные полномочия и политики привилегированного доступа, определяющие, к каким активам, аккаунтам, сессиям, в какое время и т. п. сотрудник сможет запрашивать привилегированный доступ). При увольнении или переходе в другой отдел учётную запись и весь доступ в PAM-системе можно автоматически заблокировать (удалить).
  • Периодическая аттестация / ресертификация всех сотрудников (и их полномочий), у которых есть доступ в PAM-систему. Про функциональность аттестаций мы рассказывали в первой части обзора One Identity Manager. Здесь же отметим, что для аттестации / ресертификации привилегированного доступа используются тот же самый механизм и те же средства настройки, что и для стандартного доступа сотрудников.
  • Показать всю полноту доступов конкретного сотрудника — как стандартного, так и привилегированного, с подробной информацией о том, откуда тот или иной доступ взялся — в виде отчётов и графических схем.
  • Выявить неиспользуемый привилегированный доступ (например, сотрудник не заходил в PAM-систему в течение 6 месяцев — вероятно, его права нужно пересмотреть / заблокировать), а также учётные записи в PAM-системе, не привязанные ни к какому сотруднику (т. е. не имеющие владельца, «бесхозные»).

Автоматическое создание учётных записей в PAM-системе и добавление их в нужные группы можно гибко настроить, используя ролевую модель, которая ведётся в решении IGA (бизнес-роли), и /или организационно-штатную структуру компании.

В дополнение рядовые сотрудники могут запрашивать привилегированный доступ к системам (временно или на постоянной основе), используя портал самообслуживания IGA-решения — точно так же, как они запрашивают любой другой, стандартный доступ. При одобрении заявки (через настроенный процесс согласования) создание для них учётных записей в PAM-системе и добавление аккаунтов в те или иные группы доступа произойдёт автоматически.

Считаем необходимым также упомянуть возможность системы Safeguard предоставлять доступ при помощи как локальных учётных записей и групп (т. е. когда для сотрудника создаётся локальная учётная запись в PAM-системе, которую он использует для авторизации в ней и запроса паролей привилегированных аккаунтов и сессий), так и взятых из каталога Active Directory. Другими словами, система одновременно поддерживает работу и автономно, и через интеграцию с корпоративным каталогом AD.

В свою очередь, модуль Privileged Account Governance (PAG) обеспечивает функционирование в обоих режимах «из коробки».

 

Управление привилегированными учётными записями в One Identity Manager

Интерфейс системы управления привилегированным доступом One Identity Safeguard на данный момент — англоязычный. Он позволяет проводить настройку типовых объектов (элементов) PAM-системы, таких как пользователи, привилегированные учётные записи, группы пользователей, группы учётных записей, активы, группы активов, полномочия, политики доступа и др.

 

Рисунок 1. Интерфейс PAM-системы One Identity Safeguard

 Интерфейс PAM-системы One Identity Safeguard

 

При подключении PAM-системы One Identity Safeguard к IGA-решению One Identity Manager посредством модуля Privileged Account Governance (PAG) объекты PAM-системы отображаются следующим образом (см. иллюстрации ниже).

 

Устройства (Appliances)

 

Рисунок 2. Устройства системы PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Устройства системы PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Показывает все виртуальные или «железные» устройства (appliances), составляющие основу системы PAM и её объекты.

 

Учётные записи пользователей (User accounts)

 

Рисунок 3. Локальная учётная запись пользователя в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Локальная учётная запись пользователя в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Рисунок 4. Свойства локальной учётной записи пользователя в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Свойства локальной учётной записи пользователя в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Рисунок 5. Права доступа в свойствах локальной учётной записи пользователя в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Права доступа в свойствах локальной учётной записи пользователя в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Рисунок 6. Учётная запись пользователя в системе PAM, связанная с Active Directory — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Учётная запись пользователя в системе PAM, связанная с Active Directory — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Группы пользователей (User groups)

 

Рисунок 7. Локальная группа в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Локальная группа в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Рисунок 8. Свойства локальной группы в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Свойства локальной группы в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Рисунок 9. Группа в системе PAM, связанная с Active Directory — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Группа в системе PAM, связанная с Active Directory — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Рисунок 10. Свойства группы в системе PAM, связанной с Active Directory — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Свойства группы в системе PAM, связанной с Active Directory — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Активы (Assets)

 

Рисунок 11. Активы, зарегистрированные для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Активы, зарегистрированные для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Показывает все устройства (серверы, сетевое оборудование и пр.), привилегированными учётными записями которых управляет система PAM.

 

Рисунок 12. Свойства активов, зарегистрированных для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Свойства активов, зарегистрированных для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Группы активов (Asset groups)

 

Рисунок 13. Группы активов — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Группы активов — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Рисунок 14. Свойства группы активов — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Свойства группы активов — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Учётные записи актива (Asset accounts)

 

Рисунок 15. Привилегированные учётные записи на активах, зарегистрированные для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Привилегированные учётные записи на активах, зарегистрированные для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Показывает привилегированные учётные записи на устройствах (серверах, сетевом оборудовании и пр.), которыми управляет система PAM.

 

Рисунок 16. Свойства привилегированных учётных записей на активах, зарегистрированных для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Свойства привилегированных учётных записей на активах, зарегистрированных для управления в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Учётные записи каталогов (Directory accounts)

 

Рисунок 17. Учётные записи Active Directory, связанные с PAM-системой — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Учётные записи Active Directory, связанные с PAM-системой — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Показывает все привилегированные учётные записи Active Directory, которыми управляет система PAM.

 

Группы учётных записей (Account groups)

 

Рисунок 18. Группы привилегированных учётных записей на активах — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Группы привилегированных учётных записей на активах — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Полномочия (Entitlements)

 

Рисунок 19. Объекты полномочий в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Объекты полномочий в системе PAM — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Показывает, какие полномочия выданы каким пользователям (группам) в системе PAM и какие политики доступа связаны с этими правами.

 

Привязка учётной записи пользователя в системе PAM к карточке сотрудника

Вся полнота доступа пользователя представлена на одной картинке. Отображается карточка сотрудника с привязкой всех имеющихся у него учётных записей, включая аккаунт в системе PAM.

 

Рисунок 20. Привязка учётной записи пользователя в системе PAM к карточке сотрудника в системе IGA — отображение в административной консоли One Identity Manager

 Привязка учётной записи пользователя в системе PAM к карточке сотрудника в системе IGA — отображение в административной консоли One Identity Manager

 

Запрос привилегированного доступа из портала самообслуживания IT Shop

Из портала самообслуживания One Identity Manager можно запрашивать:

  • Привилегированные сессии к системам (RDP, SSH, Telnet и др.).
  • Пароли привилегированных учётных записей.
  • Создание новой учётной записи в PAM-системе для сотрудника.
  • Добавление учётной записи в PAM-системе в те или иные группы PAM.

Ниже приведено несколько примеров таких запросов.

 

Рисунок 21. Запрос RDP-сессии из портала самообслуживания One Identity Manager

 Запрос RDP-сессии из портала самообслуживания One Identity Manager

 

После отправки запроса и прохождения настроенной процедуры согласования запросившее лицо получает уведомление по электронной почте с прямой ссылкой на открытие сессии RDP (без необходимости ввода пароля привилегированной учётной записи).

 

Рисунок 22. Запрос пароля привилегированного аккаунта из портала самообслуживания One Identity Manager

 Запрос пароля привилегированного аккаунта из портала самообслуживания One Identity Manager

 

После отправки запроса и прохождения процедуры согласования сотрудник получит уведомление по электронной почте со ссылкой в систему PAM, где он сможет получить текущий пароль запрашиваемой привилегированной учётной записи.

 

Рисунок 23. Запрос пароля привилегированного аккаунта из портала самообслуживания One Identity Manager — продолжение

 Запрос пароля привилегированного аккаунта из портала самообслуживания One Identity Manager — продолжение

 

При запросе указывается дополнительная информация: пароль какой привилегированной учётной записи нужен и на каком активе (сервере, сетевом устройстве и т. п.).

 

Рисунок 24. Запрос создания учётной записи в системе PAM из портала самообслуживания One Identity Manager

 Запрос создания учётной записи в системе PAM из портала самообслуживания One Identity Manager

 

После отправки запроса и прохождения процедуры согласования для сотрудника автоматически будет создана учётная запись в системе PAM. Вся история запроса и его согласования будет бессрочно храниться в системе IGA.

 

Рисунок 25. Запрос членства в группе PAM из портала самообслуживания One Identity Manager

 Запрос членства в группе PAM из портала самообслуживания One Identity Manager

 

После отправки запроса и прохождения процедуры согласования учётная запись пользователя (которая принадлежит сотруднику, запросившему доступ) в системе PAM будет добавлена в запрошенную группу; таким образом сотрудник получит доступ к тем или иным активам / привилегированным учётным записям.

 

Отчёты

 

Рисунок 26. Пример отчёта «Неиспользуемые учётные записи» — показывает сотрудников, которые не заходили в систему PAM в течение последних N месяцев

 Пример отчёта «Неиспользуемые учётные записи» — показывает сотрудников, которые не заходили в систему PAM в течение последних N месяцев

 

Рисунок 27. Пример отчёта «Неиспользуемые учётные записи» — продолжение

 Пример отчёта «Неиспользуемые учётные записи» — продолжение

 

Рисунок 28. Пример отчёта «Висячие учётные записи» — показывает аккаунты в системе PAM, не связанные ни с какой карточкой сотрудника в системе IGA

 Пример отчёта «Висячие учётные записи» — показывает аккаунты в системе PAM, не связанные ни с какой карточкой сотрудника в системе IGA

 

Рисунок 29. Пример отчёта «Висячие учётные записи» — продолжение

 Пример отчёта «Висячие учётные записи» — продолжение

 

Выводы

Модуль Privileged Account Governance (PAG) помимо управления стандартным доступом сотрудников компании позволяет также «взять под зонтик» и администрирование расширенных полномочий. Таким образом система управления доступом и контроля над ним (IGA) действительно становится центральной точкой, отвечающей за всю полноту доступа сотрудников к информационным ресурсам предприятия — что и является её истинным предназначением.

Видео, которое наглядно демонстрирует данный тезис, вы можете посмотреть на официальном канале One Identity в YouTube.

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.
Лаборатория AM Test Lab готова провести независимую экспертизу и добровольную сертификацию любого продукта или сервиса по информационной безопасности и подготовить его профессиональный обзор. Для получения дополнительной информации необходимо оформить запрос.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru