Образование в ИТ: путь от новичка до профи

Как начать карьеру в ИТ: обучение, стажировки, сертификация

Как начать карьеру в ИТ: обучение, стажировки, сертификация

ИТ остаётся одной из самых востребованных отраслей, но дефицит специалистов сохраняется. Узнайте, как построить успешную карьеру в ИТ: от выбора направления и форматов обучения до стажировок и сертификаций. Эксперты AM Live делятся опытом, аудитория голосует, вы — выбираете свой путь.

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Насколько остёр сейчас кадровый голод в ИТ?
  3. Куда пойти учиться: фундаментальное образование или курсы?
  4. Сертификация ИТ-специалистов
    1. 4.1. Интеграция сертификационных программ в образовательный процесс вуза
  5. Значение стажировки при подготовке молодых ИТ-специалистов
  6. Как оценить инвестиции в обучение сотрудников?
  7. Удалённое обучение в сфере ИТ
  8. Нестандартные форматы обучения
  9. Прогнозы: как будет развиваться образование в ИТ?
  10. Выводы

Введение

Ежегодно выпускаются тысячи молодых специалистов, но кадровый голод на рынке ИТ по-прежнему достигает 500 тысяч позиций. Сфера информационных технологий продолжает стремительно развиваться, предлагая множество перспектив для специалистов разного уровня. Однако успешная карьера в ИТ начинается с правильного выбора направления обучения и качественного образования. 

Эксперты в студии AM Live обсудили, какие ключевые направления есть в ИТ, какие профессии востребованы сегодня и будут актуальны завтра, где учиться — университеты, онлайн-курсы или самообразование, как выбрать подходящий путь в зависимости от опыта, целей и предпочтений. Материал будет полезен тем, кто только планирует карьеру, и тем, кто уже работает в отрасли и хочет усилить свои позиции.

 

Рисунок 1. Эксперты в студии AM Live

Эксперты в студии AM Live

 

Участники эфира, справа налево:

  • Светлана Кулакова, руководитель HR-направления, РЕД СОФТ.
  • Михаил Комаров, профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса, НИУ ВШЭ.
  • Олеся Томах, старший преподаватель кафедры ИУ10 «Защита информации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
  • Михаил Шепелев, куратор направления «Информационная безопасность», Академия Softline.

Ведущий и модератор эфира — Александр Кузнецов, руководитель группы архитектуры Solar JSOC, ГК «Солар».

 

 

Насколько остёр сейчас кадровый голод в ИТ?

Светлана Кулакова объяснила, что дефицит кадров присутствует на рынке ввиду быстрого развития ИТ-отрасли, не хватает экспертов с опытом. Компании ориентированы на молодых специалистов и готовы самостоятельно их растить. Есть одна сложность: в отрасли множество направлений, но начинающие специалисты распределяются неравномерно по ним. Например, Python-разработчиков много, даже присутствует конкуренция, тогда как инженеров, специалистов в системном анализе, в других языках программирования не хватает. 

В ИТ традиционно приветствуются hard skills — технические навыки, которые люди получают в институте или на курсах (программирование, знание различных языков, системный анализ, умение работать с технологиями и системами). Однако нельзя забывать и про soft skills — коммуникабельность, умение работать в команде, анализировать информацию. Они важны для работы и развития.

 

Светлана Кулакова, руководитель HR-направления, РЕД СОФТ

Светлана Кулакова, руководитель HR-направления, РЕД СОФТ

 

Михаил Комаров дополнил, что сейчас студенты стремятся получать практический опыт ещё до окончания обучения в вузе, участвуют в проектах с компаниями. Спешить на работу во время обучения не нужно: вузы создают огромные возможности, привлекая бизнес для участия в практической подготовке. Развитие критического мышления для студентов крайне важно для правильного выбора инструментов и оценивания потребностей в технологиях, чтобы на рынке труда проявлять проактивную позицию.

Какие изменения в ИТ могут повлиять на подготовку специалистов? Олеся Томах считает, что в фундаментальном образовании много процессов связано с определёнными бюрократическими вопросами — разработка программ, учебные планы. Задача вузов — оградить студентов от формальностей и давать наиболее актуальные знания, необходимую базу, научить учиться и воспринимать новую информацию. Это необходимо для того, чтобы они могли использовать знания и опыт в решении задач и предлагать что-то новое. Перед вузами стоит важная задача — не отставать от развития технологий, но и не забывать, что фундаментальная база также необходима: без неё невозможно подготовить высококлассного специалиста.

В рамках первого опроса зрители AM Live ответили, какие, по их мнению, навыки и компетенции в ИТ наиболее востребованы на рынке труда: программирование — 31%, бизнес-аналитика и системный анализ — 22%, работа с БД и облачными платформами — 13%, управление продуктами и Data Science — по 9%.

 

Рисунок 2. Какие навыки и компетенции в ИТ наиболее востребованы на рынке труда?

Какие навыки и компетенции в ИТ наиболее востребованы на рынке труда?

 

Куда пойти учиться: фундаментальное образование или курсы?

Олеся Томах отметила, что молодые студенты, приходя учиться в вуз, не всегда понимают, чем хотят заниматься и что им подходит. В то же время на курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации приходят люди, которые уже попробовали себя в другом направлении и поняли, что не хотят этим заниматься, здесь имеет место более осознанный выбор. При кафедре, где работает спикер, действует коммерческий центр, который реализует различный спектр услуг в области ИБ, в том числе дополнительное профессиональное образование. Через него транслируются на рынок все навыки, умения и опыт, которые используются для обучения студентов.

Ведущий эфира задал «вопрос на засыпку»: наблюдается оторванность вузов от реальной практики, преподаватели не имеют должного практического опыта. Почему так происходит и как это исправить? Олеся Томах пояснила, что есть фундаментальные науки, которые с течением времени не сильно изменяются — физика с её законами, высшая математика, — и на такие дисциплины лучше звать опытных профессоров, которые имеют хорошую академическую подготовку и знают, как правильно сформировать у студентов базу. Технологии постоянно развиваются, необходимо за ними следовать, но не в ущерб фундаментальному образованию. Для достижения баланса в вузы привлекаются люди из отрасли — они приносят актуальные практические знания в программу обучения. 

 

Олеся Томах, старший преподаватель кафедры ИУ10 «Защита информации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Олеся Томах, старший преподаватель кафедры ИУ10 «Защита информации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Светлана Кулакова уверена, что важен комплексный подход — фундаментальное образование и дальнейшее развитие, прохождение курсов. ИТ — динамичная отрасль, которая постоянно меняется, приходится учиться постоянно. Высшее образование даёт фундамент для дальнейшего обучения, курсы повышения квалификации обеспечивают точечное развитие компетенций.

Во втором опросе выяснилось, какое образование в сфере ИТ зрители хотели бы получить для себя лично: профессиональную переподготовку — 30%, курсы повышения квалификации — 20%, ученую степень по специальности — 14%, дополнительное профессиональное — 13%, высшее по специальности — 10%. Считают, что никакое образование им не нужно 13% ответивших.

 

Рисунок 3. Какое образование в сфере ИТ вы хотели бы получить для себя лично?

Какое образование в сфере ИТ вы хотели бы получить для себя лично?

 

Сертификация ИТ-специалистов

Эксперты обратили внимание на ещё один вариант получения знаний и развития навыков, которого не было в опросе: сертификацию. Михаил Шепелев рассказал, что ситуация здесь сильно изменилась после 2022 года. У многих сертификаций сменился вектор. Сейчас, благодаря содействию Минцифры России и в целом ИТ-сферы, российские вендоры активно подхватили это направление. Количество специалистов в ИТ-сфере показывает стабильный рост — почти 1 млн специалистов на рынке. Встаёт вопрос, как оценить специалиста. Для этого предусмотрена сертификация. Развиваются форматы, когда вендор просит подтвердить знания под свой конкретный продукт. После этого появляется понимание уровня специалиста, на какие задачи его можно ставить. 

 

Михаил Шепелев, куратор направления «Информационная безопасность», Академия Softline

Михаил Шепелев, куратор направления «Информационная безопасность», Академия Softline

 

Сертификация позволяет измерить имеющиеся навыки, чтобы видеть направление роста. Рынок сертификации активно развивается, всё больше компаний привязывают к нему взаимодействие с партнёрами. В этом есть большой плюс, так как удаётся сделать образование завершённым — не только дать знания, но и выдать подтверждающий документ об определённом уровне подготовки специалиста.

Интеграция сертификационных программ в образовательный процесс вуза

Михаил Комаров: 

«Более 10 лет назад началась профессиональная сертификация выпускников, когда образовательная программа и учебные планы согласовывались в том числе с профессиональными ассоциациями. Есть профессиональная общественная аккредитация, когда профессиональное сообщество в целом аккредитует образовательную программу и выпускников по отдельным компетенциям или hard skills (инструментальным навыкам)».

От зрителей поступил вопрос: не планируется ли создать в России централизованного провайдера сертификации? Михаил Шепелев рассказал, что подобные платформы уже существуют, они представлены на рынке, выступают в роли маркетплейсов, где можно обнаружить сертификации разных вендоров, и неплохо развиваются. Но и для бизнеса предоставляется возможность организовать что-то подобное. Учебные центры плотно взаимодействуют с большим количеством ИТ-компаний, здесь вопрос сертификации стоит у истоков — бизнес получает помощь и рекомендации, как организовать этот процесс и как его реализовать. 

Значение стажировки при подготовке молодых ИТ-специалистов

Александр Кузнецов назвал важным этапом обучения специалистов прохождение стажировки. Например, в ГК «Солар» проводится много ежегодных стажировок — до 1000 человек в год. Насколько возможно таким способом подготовить нужных специалистов, выбрать из них лучших и оставить работать у себя в компании?

 

Александр Кузнецов, руководитель группы архитектуры Solar JSOC, ГК «Солар»

Александр Кузнецов, руководитель группы архитектуры Solar JSOC, ГК «Солар»

 

Светлана Кулакова объяснила, что с учётом дефицита опытных специалистов на рынке труда, это популярное направление у работодателей. В компании берут практикантов и стажёров, чтобы учить конкретным продуктам, методам работы. Существуют системы менторства, наставничества. Некоторые приходят ещё на 2–3 курсе института, постепенно растут, набираются опыта и начинают сами передавать знания новичкам. Это постоянный цикл обучения на практике — то, чего не хватает вузам.

Михаил Шепелев: 

«Появляются интересные форматы стажировок, когда можно оптимизировать обучение под конкретную компанию. Есть гарантированное трудоустройство, когда нужно только успешно пройти обучение и продолжить сотрудничество с работодателем».

Олеся Томах считает, что стажировка — это хорошее дополнение к образованию. Производственные практики всегда были обязательным элементом обучения, и сейчас многие компании предлагают студентам пройти стажировку, которая совпадает по срокам с прохождением практики. Вузы позитивно к этому относятся, поддерживают. Но сначала студенты обязательно должны получить теоретические знания, которые на практике будут подкрепляться.

Готовы ли работодатели вкладываться в обучение сотрудника? Светлана Кулакова объяснила, что есть карьерные треки, индивидуальные планы развития сотрудников. Карьерный трек может быть в разных направлениях — повышать организаторские способности и расти вверх или становиться профессионалом в узкой нише и больше прокачивать hard skills. Важна мотивация сотрудника, согласованность его целей с целями работодателя.

В третьем опросе зрители указали, что для них является главной мотивацией в обучении: больше зарабатывать — 58%, сменить сферу деятельности — 19%, просто интересно учиться новому — 15%, добиться уважения коллег — 4%.

 

Рисунок 4. Что является для вас главной мотивацией в обучении?

Что является для вас главной мотивацией в обучении?

 

Как оценить инвестиции в обучение сотрудников?

Михаил Комаров объяснил: есть метрики, которые основаны на том, как студенты сами оценивают свой процесс обучения. Но задача вузов — показать работодателям, что студенты соответствуют потребностям рынка труда. Уже давно реализуются проектные формы практической подготовки — консалтинговые проекты в интересах компании. Для студентов это возможность попробовать себя в решении реальных задач в разных сферах, также они приобретают soft skills.

Ведётся ли работа по составлению дорожных карт и установке определённой частоты обучения? Михаил Шепелев рассказал, что такой подход есть, он помогает организовать процесс пополнения персонала новыми кадрами или повышения квалификации уже работающих специалистов. Заказчикам предлагается относиться к обучению, как к проекту: сформировать метрики вовлечённости, оценки качества. Это позволяет получать качественные результаты и уже под них модифицировать процессы компании.

Удалённое обучение в сфере ИТ

Михаил Шепелев: 

«Учебные центры, представленные на рынке, предлагают онлайн-форматы обучения. Приходится интегрировать эти процессы максимально бесшовно, чтобы у человека не возникало препятствий в его пользовательском пути. Становится всё более важным умение устно обмениваться информацией, излагать мнение, поэтому итоговую аттестацию желательно проводить очно для взаимодействия, подтверждения и закрепления».

Михаил Комаров считает, что работа онлайн — это совсем другая методика преподавания. Образовательный процесс требует большего внимания со стороны организации к тому, как осваивают слушатели образовательную программу. Нужно выявлять и помогать решать трудности — к этому важно готовить преподавателей. Основная задача слушателя — быть готовым к обучению, иметь мотивацию, проявлять дисциплину, обеспечить самому себе условия, чтобы внешняя среда способствовала обучению. Нужно иметь возможность самостоятельно контролировать образовательный процесс.

 

Михаил Комаров, профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса, НИУ ВШЭ

Михаил Комаров, профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса, НИУ ВШЭ

 

Нестандартные форматы обучения

Михаил Шепелев считает, что эффективным является формат киберучений. Здесь помимо получения реального опыта, раскрываются амбиции, заинтересованность. Формат симуляторов и проектных акселераторов позволяет посмотреть на вопросы, возникающие в реальном бизнесе, без рисков. Могут приниматься решения, которые оказывают влияние на компанию, её периметр, защищённость, финансовые показатели.

Олеся Томах уверена, что геймификация — необходимое направление в образовательных продуктах. Она снижает уровень психологического напряжения, добавляет нотку конкуренции. Для студентов часто проводятся хакатоны, этот формат  им нравится.

Михаил Комаров объяснил, что хакатоны — это формат, где команде дана задача, у которой нет правильного ответа. Особенно эффективно, если задача приходит из реальной практики компании. В рамках корпоративного обучения устраиваются кейс-чемпионаты: команды, сформированные из сотрудников, решают заданные кейсы. Результаты оцениваются по определённым критериям. Хакатоны нацелены больше на повышение hard skills.

Прогнозы: как будет развиваться образование в ИТ?

Олеся Томах: 

«В высшей школе необходимо плотное, постоянное взаимодействие с отраслью, организациями, вендорами, чтобы оставаться в курсе повестки. Здесь должна быть синергия и коллаборация. Решая вместе сложные задачи, мы сможем получить тот результат, который нужен отрасли».

Михаил Комаров: 

«В вузах используются технологии ИИ — для обучения, тренировки студентов, облегчения работы преподавателей и самих обучающихся. Уметь пользоваться современными технологиями должен каждый, главное — чтобы люди понимали пользу используемого инструмента».

Михаил Шепелев: 

«Активно развиваются EdTech-решения, которые развивают системы дистанционного обучения с точки зрения подхода learning experience, который позволяет учитывать мнение и основные паттерны поведения сотрудников в процессе обучения. Это важно для оценки компетенции: можно более точно видеть, какие направления интересуют человека».

Четвёртый опрос показал, помогла ли зрителям эта дискуссия понять необходимость образования и повышения квалификации в ИТ. Убедились, что есть где и чему учиться 53% респондентов. Узнали об интересных для себя возможностях — 18%. Решили учиться на практике 17% ответивших, а 6% сомневаются, что обучение что-то им даст.

 

Рисунок 5. Убедила ли вас сегодняшняя дискуссия в необходимости образования в ИТ?

Убедила ли вас сегодняшняя дискуссия в необходимости образования в ИТ?

 

Выводы

ИТ-отрасль предлагает широкий выбор карьерных путей тем, кто стремится к постоянному обучению и гибко реагирует на вызовы технологий. Подводя итоги, выделим ключевые шаги для старта и развития в ИТ:

  1. Выберите востребованное направление, будь то программирование, DevOps, кибербезопасность, Data Science или другое. Ориентируйтесь на рынок и свои интересы.
  2. Используйте подходящие форматы обучения — вузы для фундаментальных знаний, онлайн-курсы для практики, стажировки для быстрого старта.
  3. Не останавливайтесь на достигнутом. Технологии меняются, и постоянное обучение необходимо для роста.
  4. Развивайте soft skills — умение работать в команде, решать задачи и презентовать свои идеи не менее важно, чем технические навыки.
  5. Создавайте портфолио и занимайтесь нетворкингом — реальные проекты и профессиональные связи помогут быстрее найти работу или клиентов.

ИТ — это не просто профессия, а образ мышления. Здесь ценятся те, кто умеет учиться, экспериментировать и находить нестандартные решения. Начните с малого, но действуйте последовательно, и успех не заставит себя ждать. Главное — сделать первый шаг и не сбавлять темп.

Телепроект AM Live еженедельно приглашает экспертов отрасли в студию, чтобы обсудить актуальные темы российского рынка ИБ и ИТ. Будьте в курсе трендов и важных событий. Для этого подпишитесь на наш YouTube-канал. До новых встреч!

Полезные ссылки: 
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru