В ноябре 2015 года исследовательское агентство 42Future по заказу Qrator Labs провело опрос двадцати крупных онлайн-ритейлеров на тему DDoS-атак. В опросе приняли участие менеджеры компаний среднего и высшего звена, хорошо осведомлённые по данному вопросу.
В данном документе также представлены тренды, касающиеся киберугроз в индустрии онлайн-ритейла, которые были выявлены специалистами Wallarm и Qrator Labs.
Четверть опрошенных 42Future представителей крупных онлайн-ритейлеров сообщили, что подвергались DDoS-атакам за последний год.
“Мы в Qrator Labs стремимся к тому, чтобы наши клиенты даже не замечали, когда их атакуют. Зачастую об атаках на свои ресурсы они узнают только из квартальных или годовых отчётов нашего сервиса. Именно так, на наш взгляд, и должны работать эффективные средства противодействия DDoS-атакам. У наших клиентов не должна болеть голова по данному поводу, их внимание и ресурсы должны быть направлены на основной бизнес”, — говорит Александр Лямин, основатель и глава Qrator Labs.
Помимо этого, клиенты Qrator Labs отмечают значительное сокращение числа атак после того, как начинают пользоваться услугами компании. В частности, об этом сообщают семь из десяти лидеров онлайн-ритейла РФ (по версии журнала Forbes), которые являются клиентами Qrator Labs.
“Киберпреступники понимают что усилия, необходимые для атак на сайты крупных онлайн-ритейлеров, пользующихся нашей услугой фильтрации трафика, будут не оправданными, и не тратят на это ресурсы”, — объясняет Александр Лямин, основатель и глава Qrator Labs.
По словам опрошенных представителей крупных онлайн-ритейлеров, DDoS-атаки представляют собой серьёзную угрозу для их бизнеса. Об этом сообщило 65% респондентов. Почти все они использовали формулировку “очень серьёзна” или “серьёзна” при ответе на вопрос о существенности данной киберугрозы.
Те компании, которые ранее подвергались DDoS-атакам и не использовали в тот момент средства противодействия, говорят о существенных финансовых потерях для бизнеса, которые понесли в результате нападения.
“Даже непродолжительная DDoS-атака с невысокой скоростью может причинить серьёзные убытки бизнесу, если она инициирована в точно выбранный момент, к примеру в период проведения активной рекламной кампании. “Уронить” сайт конкурента в это время означает вызвать негатив по отношению к нему со стороны многочисленных клиентов, как существующих, так и потенциальных. Итог — впустую потраченные деньги на рекламу, потеря лояльности и ущерб для репутации. Всё это будет работать в минус ещё долгое время после атаки”, — рассказывает Александр Лямин, основатель и глава Qrator Labs.
Все без исключения респонденты сообщили, что их компании используют средства постоянной защиты от DDoS.
У 90% опрошенных — это решения от внешних поставщиков.
Остальные используют собственное решение для данных целей.
Редкие компании полагаются на защиту, предоставляемую провайдером телекоммуникационных услуг. Некоторые из опрошенных уточнили, что специальные средства предоставляет партнёр — системный интегратор, с которым сотрудничает компания по ряду вопросов, связанных с ИТ.
Половина опрошенных компаний (50%) использует программные средства противодействия DDoS, и 35% — аппаратные. Остальные 15% опрошенных не уточнили, какого рода решения используются для данных целей.
При этом 95% заявляют, что удовлетворены выбранными решениями и уровнем защиты, которую они обеспечивают.
“Мы сотрудничаем с несколькими десятками крупных поставщиков ИТ-услуг, которые предоставляют технологии Qrator своим клиентам. Недавно мы выбрали самых продуктивных партнёров 2015 года. Ими стали компании КРОК, Group IB и DataLine. Специалисты выбирают облачное решение фильтрации трафика Qrator, потому что считают именно такой способ противодействия DDoS-самым эффективным”, — говорит Александр Лямин, основатель и глава Qrator Labs.
По наблюдениям специалистов Qrator Labs, в сегменте малого онлайн-ритейла ситуация сложилась противоположная: небольшие интернет-магазины в большинстве своём не используют средства противодействия DDoS-атакам.
При этом данный инструмент нечестной конкурентной борьбы активно применяется в этой среде в силу своей эффективности и доступности.
В связи с этим, во время сезонов пиковых продаж, в Qrator Labs наблюдается наплыв новых клиентов данной категории, которые подключаются к сервису фильтрации трафика Qrator как правило под атакой.
Поведение таких компаний чаще всего складывается по следующему алгоритму:
- атака началась
- компании требуется время, чтобы понять это (рассматриваются варианты типа падения сети провайдера, ошибок на сайте и т.д.)
- паника и поиск вариантов самостоятельного решения проблемы
- поиск внешних поставщиков средств противодействия DDoS-атакам
Некоторые компании небольшого размера, испытав DDoS-атаку и потеряв деньги, пытаются заниматься разработкой собственных средств противодействия. При этом, как правило, используются устаревшие алгоритмы и неэффективные приёмы фильтрации, которые ведут к отключению реальных клиентов вместо ботов.