Яндекс опроверг прослушку Алисой

Яндекс опроверг прослушку Алисой

Яндекс опроверг прослушку Алисой

Яндекс” никогда не прослушивал пользователей “умных” устройств, заявили в ИТ-корпорации. Оправдываться пришлось после того, как в Сеть попал торрент с исходным кодом сервисов Яндекса. В компании подчеркивают: алгоритм, когда микрофон включается без упоминания “Алисы”, работает только в бета-версии.

Хронология громкой истории с “открывшимся” кодом Яндекса выглядит так:

25 января бывший сотрудник “Яндекса” выкладывает в Сеть 45 ГБ внутреннего репозитория корпорации. Раздача содержит отдельные архивы (.tar.bz2), по названиям которых можно определить сервисы: “Яндекс Карты”, поиск, “Яндекс Такси”, “Яндекс Почту”, голосового помощника “Алису”, “Яндекс Маркет”, “Яндекс Go” и платежный сервис Yandex Pay.

26 января “Яндекс” подтверждает факт утечки, заверив, что “слив” не содержит персональных данных пользователей, а его содержимое — устаревшая версия репозитория.

30 января “Яндекс” публикует внутреннее расследование инцидента и приносит извинение за нарушение ИБ-политик и техноэтики.

Оказалось, что слитый архив содержит данные водителей “Яндекс Такси”, ошибки в системе часто исправляли в ручном режиме, а не алгоритмами, а сами айтишники позволяли себе оскорбительные и расистские комментарии во внутренней переписке.

Среди прочего выделялся тревожный пункт с “умной” колонкой “Алиса”. В бета-версии устройство включалось в случайный момент времени без уведомления о своем присутствии.

“Важно отметить, что опубликованные фрагменты кода содержат в том числе и тестовые алгоритмы, которые использовались только внутри Яндекса для проверки корректности работы сервисов. Например, для улучшения качества активации ассистента и уменьшения количества ложных срабатываний в бета-версии для сотрудников применяется настройка, которая включает микрофон устройства на несколько секунд в случайный момент без упоминания Алисы”, — цитата сообщения Яндекса.

В прессе стали писать, что в этом контексте “Алиса” могла включаться и в финальной версии устройства, поступающего в продажу. Такое предположение сделал накануне и Anti-Malware.ru.

Яндексу снова пришлось выступать с комментариями.

“Наш приоритет — удобство пользователей, поэтому мы используем “бету” для проверки продуктовых гипотез”, — заявил представитель Яндекса изданию РБК.

По его словам, алгоритм “молчаливого включения” Алисы работает только в “бете”, и “результатом его работы является уменьшение количества ложных срабатываний ассистента для всех пользователей”.

Добавим, западные эксперты, в свою очередь, обратили внимание на то, что SEO-алгоритмы в исходном коде Яндекса схожи с факторами ранжирования в поисковике Google. А по словам одного из специалистов, “слив кода Яндекса — вероятно, самое интересное, что произошло в SEO за долгие годы”.

Пресс-служба Яндекс направила в редакцию Anti-Malware.ru расширенный комментарий:

«Яндекс никогда не прослушивал пользователей “умных устройств". Как мы писали ранее в пресс-релизе, опубликованные фрагменты кода применяются только в бета-версии голосового помощника для записи нескольких секунд звука в случайный момент. В бете могут участвовать только сотрудники Яндекса и их устройства. Если микрофон на устройстве выключен кнопкой mute, запись невозможна даже в бете.

Наш приоритет — удобство пользователей, поэтому мы используем бету для проверки продуктовых гипотез. Данный алгоритм работает только в бете, и результатом его работы является уменьшение количества ложных срабатываний ассистента для всех пользователей».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru