Хактивисты повышают квалификацию

Хактивисты повышают квалификацию

Хактивисты повышают квалификацию

Волна массовых атак идет на спад, а хакеры-любители повышают квалификацию и объединяются в группы под руководством менторов. На смену хаотичным “ковровым бомбардировкам” пришли целенаправленные удары.

С конца 2022 года доля атак с применением вирусов сокращается, но в топ вернулись попытки “простукивания” периметра: сетевые атаки и эксплуатация уязвимостей. Об этом говорится в свежем отчете "РТК-Солар".

В целом за 2022 год количество кибератак на российские компании выросло в 2 раза. В фокус внимания экспертов попало 280 организаций из разных отраслей, включая госсектор, финансы, энергетику, телеком, медиа, крупный ретейл. Статистика не включает массовые DDoS-атаки.

К концу года самым популярным инструментом злоумышленников оставались вредоносные программы, хотя их доля в сравнении с третьим кварталом значительно сократилась – с 79% до 55%.

Пик вредоносных рассылок пришёлся на лето и начало осени. В этот период хакеры стали использовать утекшие ранее данные сотрудников и социальную инженерию. Но к тому моменту многие компании уже усилили свою ИБ-защиту и провели обучение сотрудников, что сделало подобные атаки менее эффективными, и их количество стало быстро сокращаться, отмечается в отчете.

С 2% до 10% за квартал выросла доля случаев компрометации учетных записей. В большинстве случаев это был результат брутфорса (подбор пароля) публичных сервисов (почта, веб-порталы) с использованием массовых утечек учетных данных в первой половине года.

Компрометация учеток говорит о том, что злоумышленники проникали в инфраструктуру компании, но благодаря мониторингу SOC атаки удалось выявить на ранних этапах.

К концу года увеличилось и количество сетевых атак (с 1% в 3 квартале до 6% в 4-м). Зачастую сканирование периметра или веба и попытки компрометации учетных записей выполняются автоматизированными инструментами, которые хакеры используют для разведки в отношении клиента.

Хотя такие инциденты и не критичны, это опасный звонок для компаний, отмечают эксперты. Он говорит о том, что бизнес привлекает злоумышленников. А значит, компаниям необходимо продолжать тренд на усиление своей киберзащиты.

“Если говорить про 2022 год в целом, то он начался массовыми “ковровыми бомбардировками” в киберпространстве – с подобным российские компании раньше не сталкивалась”, — комментирует отчет руководитель направления аналитики киберугроз компании “РТК-Солар” Дарья Кошкина.

Атаки были хаотичными, направленными абсолютно на любые отрасли и организации. Целью злоумышленников стала российская инфраструктура в принципе. Но к середине года массовые атаки отступили, а им на смену пришли целевые удары, продолжает Кошкина.

Тренд продолжается: массовые злоумышленники (хактивисты) либо пропадают, либо повышают квалификацию и объединяются под руководством более профессиональных хакеров. Последние координируют выполнение конкретных задач и целенаправленно атакуют российские компании.

Добавим, еще одним значимым трендом 2022 года, который перешел и в 2023, стало активное использование мессенджеров. В Telegram воруют учетки, продают базы данных и набирают новых хактивистов.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru