Телефонные мошенники пытаются украсть деньги, устроив охоту на самих себя

Телефонные мошенники пытаются украсть деньги, устроив охоту на самих себя

Телефонные мошенники пытаются украсть деньги, устроив охоту на самих себя

Специалисты «Тинькофф Банка» выявили новый сценарий телефонного мошенничества. Сначала аферисты выманивают код 2FA и сознаются в обмане, затем имитируют поиск преступника и просят помощи, а для сохранности денег предлагают перевести их на «безопасный» счет.

При этом злоумышленники звонят с разных номеров — от имени оператора связи, госуслуг, Росфинмониторинга, полиции. В ходе массированной атаки по телефону собеседника пугают угрозой взлома аккаунта, кражи денег, уголовного преследования.

На первом этапе лжесотрудник оператора применяет хорошо известную уловку: сообщает о необходимости продлить срок договора (можно через госуслуги), под этим предлогом выманивает одноразовый код из СМС, а затем сознается в обмане и попытке украсть деньги.

После этого поступает тревожный звонок с другого неизвестного номера — якобы с госуслуг. Чуть позже намеченной жертве предлагают помощь от имени Финмониторинга; для этого требуется установить антивирус или некий софт банка для отслеживания действий недобросовестных сотрудников.

На самом деле это программа удаленного доступа, позволяющая мошенникам получить конфиденциальные данные (состояние счета, коды из банковского приложения) для пущей убедительности.

Собеседника просят помочь в поимке преступников, у которых якобы есть сообщник в банке, и предупреждают о грядущем звонке «из полиции». Инструкциям нужно следовать неукоснительно, в противном случае добровольного помощника могут самого заподозрить в пособничестве.

Чтобы спасти деньги, аферисты предлагают проехать к банкомату и оставаться на связи. На финальном этапе лжепредставитель правоохраны сообщает, что все накопления следует перевести на счет в другом банке.

Один из клиентов «Тинькофф» потерял таким образом 1,5 млн руб. и узнал об этом только после звонка из банка, обнаружившего подозрительные операции. После подачи заявления ему возместили потерю в рамках программы «Защитим или вернем деньги».

По данным «Тинькофф Банка», с начала года число атак по такому сценарию возросло в 3,5 раза. В период с сентября 2023 года по февраль 2024-го сервис «Защитим или вернем деньги» помог клиентам сохранить 170 млн руб.; пострадавшим от действий мошенников суммарно компенсировали 4,5 млн рублей.

Банк России составил список фраз, которые часто используют телефонные мошенники. Услышав «сотрудник Цетробанка», «истекает срок сим-карты», «продиктуйте код из СМС», рекомендуется сразу отключиться. Перечень самых распространенных сценариев развода по телефону был недавно опубликован в одном из телеграм-каналов МВД.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Основными целями DDoS-атак в начале 2025 года стали госсектор, банки и ТЭК

Согласно статистике сервиса Anti-DDoS платформы Solar MSS за январь–март 2025 года, основная часть атак пришлась на нефтегазовые компании, государственные структуры и банки. По традиции высокую активность злоумышленники также проявляли в отношении ИТ- и телеком-отраслей.

Особенно заметный рост атак зафиксирован в нефтегазовом секторе — как в годовом выражении, так и по сравнению с предыдущим кварталом.

В начале 2025 года специалисты ГК «Солар» зафиксировали 10,7 тыс. DDoS-атак на организации из нефтегазовой отрасли. В среднем на одну компанию пришлось 27 атак за три месяца — это на 67% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, и на 60% больше по сравнению с IV кварталом 2024 года. Нефтегазовый сектор вошёл в топ-5 наиболее атакуемых отраслей впервые за длительное время.

Государственные учреждения подверглись 15,5 тыс. DDoS-атак. В пересчёте на одну организацию госсектор сохранил первое место по числу атак, причём с большим отрывом.

Банковский сектор занял второе место с 18,7 тыс. атак, несмотря на снижение активности злоумышленников по сравнению с концом 2024 года. Пик атак пришёлся на март — сразу после завершения переговоров Украины и США в Саудовской Аравии.

Телеком-отрасль также оказалась в числе лидеров — зафиксировано 18,8 тыс. атак. Однако в пересчёте на одну организацию показатель оказался ниже, чем у банков.

По региональному распределению традиционно лидирует Москва — свыше 60 тыс. атак за квартал. Далее следуют:

  • Уральский федеральный округ — 12 тыс. атак,
  • Сибирский федеральный округ — 13 тыс.,
  • Приволжский федеральный округ — 14 тыс.,
  • Центральный федеральный округ — 8 тыс.
    Отдельно отмечены Северо-Западный федеральный округ (17 тыс. атак) и Южный федеральный округ (7 тыс.).

По словам Сергея Левина, руководителя направления Anti-DDoS ГК «Солар», в первом квартале 2025 года хакеры стали чаще применять тактику «осторожных» атак:

«Сначала злоумышленники пробуют прощупать защиту компании минимальными ресурсами. Если атака неудачна, они либо переходят к новой цели, либо меняют тактику — например, начинают использовать атаки уровня приложений (L7), требующие защиты средствами WAF. Если же они подозревают отсутствие эффективной защиты, может последовать мощная атака. Однако таких случаев становится всё меньше, поскольку защищённость российских организаций, в том числе в регионах, растёт».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru