Каких файлов и ссылок в электронной почте следует бояться (вложения e-mail)

Каких файлов и ссылок в электронной почте следует бояться

Каких файлов и ссылок в электронной почте следует бояться

В эпоху ИТ-гигантов, занимающихся кибербезопасностью более 20 лет, сложно создать вредоносные программы, способные не привлекать внимания со стороны комплекса защиты информационных систем и эффективно обходить его. Однако остаётся практически неизменной одна серьёзная уязвимость — человек. Поговорим о том, как неосведомлённые о соблюдении цифровой безопасности люди помогают злоумышленникам реализовывать вредоносные схемы на их устройствах через канал электронной почты.

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Основные цели вредоносных программ, распространяемых через электронную почту
  3. Основные механизмы передачи вредоносных программ с использованием канала электронной почты
  4. Основные типы вредоносных файлов, распространяющихся по электронной почте
    1. 4.1. Вирусы
    2. 4.2. Черви
    3. 4.3. Троянские программы
  5. Методы идентификации вредоносных вложений
  6. Выводы

Введение

Уже более 30 лет цифровой мир знаком с вредоносными программами. За это время разработано огромное число антивирусов, производители которых 24 часа в сутки мониторят и добавляют в свои базы новые виды инфекций. Непосвящённый наблюдатель мог бы даже подумать, что война между злоумышленниками и защитниками информации давно проиграна первыми: ведь, казалось бы, куда сложнее разработать новую вредоносную программу, чем её обнаружить, разобрать и добавить в базу данных силами команд профессионалов из антивирусных ИТ-гигантов. К тому же помимо антивирусов вредоносные программы повсеместно сталкиваются и со многими другими слоями защиты: здесь — и всевозможные межсетевые экраны, и политики безопасности (SOP, CORS, HTTPS), и своевременное исправление найденных уязвимостей со стороны разработчиков операционных систем и приложений.

Однако, хотя современная система безопасности информационного пространства в целом весьма надёжна, в ней по-прежнему сохраняется уязвимая составляющая — человек. Известный публичный хакер, а ныне консультант по информационной безопасности Кевин Митник писал, что куда проще «взломать» человека, нежели компьютерные системы безопасности, и что самые крупные хакерские атаки были результативными вследствие неопытности и невнимательности людей. Недаром в наше время наилучший результат (по соотношению затрат и выгод) дают те атаки, которые направлены на «взлом» человека путём внедрения вредоносной нагрузки в электронные письма и файлы.

Стоит отметить, что львиную долю жертв хакерских атак составляют пользователи операционной системы Windows — как самой нетребовательной к уровню профессиональных компьютерных знаний.

Основные цели вредоносных программ, распространяемых через электронную почту

Не существует активных пользователей интернета, которым на электронную почту не приходили бы странные письма с кричащими заголовками: «Вы выиграли миллион!», «Вам положена государственная выплата», «Срочно для исполнения!», «Вам поступил денежный перевод», «Я хочу сделать тебе приятное», «Официальное письмо от подрядчика». Если вы ничего такого не припоминаете, то загляните на вкладку «Спам» своего почтового клиента. Да, в настоящее время подобные письма обычно уходят в папку нежелательной почты, но программы для рассылки спама совершенствуются и некоторые письма всё же просачиваются через фильтры. Поэтому здесь мы будем говорить о том, что в принципе каждый пользователь сети «Интернет» является мишенью для вредоносной активности.

И если вы думаете, что у вас нет секретов и что вредоносным программам на вашем компьютере «будет скучно», то глубоко ошибаетесь. Даже если на вашем устройстве нет ценной информации, он отлично подойдёт для других задач, например для майнинга криптовалют или участия в бот-сетях (ботнете).

Впрочем, заработок хакера от заражения домашних устройств сравнительно невелик, поэтому основная цель злоумышленников — корпоративный сектор. Далеко не во всех компаниях выстроена правильная защита от атак через электронную почту, рядовые сотрудники не всегда проходят обучение обнаружению спам-писем с вредоносными программами, однако открытие подобного письма по неопытности, например, бухгалтером может привести к шифрованию баз данных всей организации, что принесёт огромные убытки. Таким образом, чтобы не допустить неожиданных финансовых и репутационных потерь, каждая уважающая себя компания должна организовывать постоянное обучение своих сотрудников безопасной работе с электронной почтой и иметь штатного специалиста по информационной безопасности.

Основные механизмы передачи вредоносных программ с использованием канала электронной почты

Значительная часть вредоносных программ по-прежнему доставляется по электронной почте. Раньше злоумышленники без затей прикрепляли к письму вложения с расширением «.exe», но со временем для большинства пользователей стало очевидным, что открывать подобные программы небезопасно, да и почтовые антивирусы предупреждали о рисках заражения, поэтому хакеры усовершенствовали тактику. В настоящее время вредоносные программы маскируются: инфекция приходит в составе менее подозрительных вложений (например, внутри обычных DOC- и PDF-файлов) либо скачивается по ссылке на вредоносный интернет-ресурс, находящейся в теле письма — причём нередко устроенной так, что реальный адрес отличается от показываемого пользователю. Сами письма тоже маскируются — выглядят так, что не отличаются от обычной деловой переписки сотрудников или официального письма компании-партнёра.

Так какие же виды вложений чаще всего используют злоумышленники? Почти треть от общего количества составляют архивы (ZIP, RAR), на долю которых приходятся четыре из десяти самых популярных форматов вредоносных файлов. Также встречаются и наборы команд, т. е. скрипты (например, на языке JS). Впрочем, антивирусная защита всё же выявляет основную часть опасных вложений, поэтому одними лишь прикреплёнными файлами дело не ограничивается: так, злоумышленники могут вставить в само тело письма скрипт для загрузки вредоносной программы. Такое письмо внешне будет выглядеть как обычный текст, однако если на этот текст нажать, запустится скачивание очередного хакерского инструмента.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при использовании канала электронной почты вредоносные программы в основном распространяются через вложения, а также через ссылки и скрипты в теле письма.

Основные типы вредоносных файлов, распространяющихся по электронной почте

На бытовом языке принято называть вредоносные компьютерные программы вирусами, однако применение этого понятия в подобном ключе некорректно, так как вирусы являются лишь одной из разновидностей опасных информационных объектов.

По типу распространения можно выделить следующие основные группы.

Вирусы

Под вирусом понимают вредоносный код, заражающий другие файлы (подобно настоящим вирусам, которые инфицируют биологические клетки с целью размножения). К слову говоря, подобная вредоносная программа может прийти и от реального партнёра, если его устройство заражено.

С помощью вируса можно получить доступ к компьютеру в фоновом режиме, украсть пароль или вызвать зависание (различные процессы заполняют оперативную память и загружают процессор).

Черви

Поведение червя напоминает поведение вируса; отличие состоит только в способе распространения. В то время как вирус может проникнуть только на тот компьютер, где человек запустил заражённую программу, червь распространяется самостоятельно с помощью компьютерных сетей (локальных и интернета). Опасность червя — в том, что он может создавать и отправлять письма со своей копией и таким образом весьма быстро попасть на большое количество компьютеров. Это — очень опасный тип вредоносных программ, особенно если он объединяется с другими видами деструктивной функциональности. Так, известными его представителями являются WannaCry и Petуa, которые при заражении устройства могли зашифровать все файлы и вымогать у жертвы деньги за восстановление доступа к ним.

Троянские программы

Под троянскими программами, или «троянами», исторически принято понимать инфекции, которые имитируют легитимное программное обеспечение.

Например, вам на почту пришла для бесплатного ознакомления вполне нормальная на вид утилита от компании — софтверного разработчика. «Эта программа повысит быстродействие вашего ПК в 2 раза», — говорится в описании. Да и устанавливается она, в общем-то, тоже как обычный программный продукт. Однако на деле в ней содержится скрытая вредоносная нагрузка, и после установки или запуска этот «троянский конь» начнёт функционировать в фоновом режиме совместно с нормальной утилитой. Таким образом разработчики троянской программы смогут получить доступ к компьютеру своей жертвы.

Ещё трояны позволяют мониторить активность на компьютере, соединять его с бот-сетью. Трояны используются для развёртывания сетевых шлюзов и скачивания различных видов вредоносных приложений на компьютер. Стоит отметить, что подобные вредоносные программы нечасто распространяются по электронной почте, в основном их внедряют в пиратский «софт». Однако риск есть и здесь: например, в маленьких компаниях до сих пор пренебрегают покупкой дорогих лицензий, и там вредоносные программы вполне можно получить по почте от коллеги.

Мы разобрали основные виды вредоносных программ по типу распространения, теперь же классифицируем их по способу воздействия на жертву.

Шифровальщики: цель преступников — зашифровать ценную информацию на серверах или клиентских устройствах и потребовать от жертвы плату за ключ дешифрования. Как правило, для перечисления выкупа применяются платёжные системы, не позволяющие отследить получателя.

Бэкдоры: программы, которые преступник устанавливает на компьютер с целью обеспечить себе возможность выполнять на нём какие-либо действия — например, удалённо управлять им.

Майнеры: инструменты для фоновой добычи (майнинга) криптовалюты. Пока пользователь работает за своим устройством, программа не проявляет ощутимой активности, однако когда компьютер не используется, майнер начинает эксплуатировать его вычислительные ресурсы.

Шпионские программы: с их помощью преступники получают информацию о действиях пользователя за компьютером. Типичный пример — кейлогер, т. е. средство слежки за нажатиями клавиш. Очевидно, что с помощью кейлогера без труда можно получить логины, пароли и переписку.

Рекламные программы обычно отображают надоедливые всплывающие окна и используется для получения прибыли от рекламы.

Логическая бомба: программа, в которой для запуска вредоносного кода используется некоторое условие (триггер). До срабатывания последнего программа находится в спящем режиме и никак себя не проявляет. Эффект может быть любым — например, стирание всех файлов на устройстве.

Не стоит забывать, что недобросовестный конкурент может и преследовать цель попросту разрушить инфраструктуру компании. Вредоносные программы, применяемые для подобных действий, классифицируются как вандальные.

Методы идентификации вредоносных вложений

Любой почтовый сервис стремится обезопасить своих пользователей от хакерских атак и применяет для этого современные фильтры и антивирусные решения, так что большинство писем с вредоносными вложениями не доходит до конечного пользователя. Но всё же различными хитростями и уловками злоумышленники обходят системы защиты и доставляют вредоносные письма адресатам.

Чтобы не стать очередной жертвой киберпреступника, необходимо быть внимательным и осторожным. Как правило, злоумышленники пытаются добиться немедленных необдуманных действий, используя заголовки «срочно», «немедленно к исполнению» и т. п., однако нужно спокойно, без спешки оценивать ситуацию и всегда придерживаться следующего алгоритма:

  1. Смотрим на поле «Кому» в шапке письма. Совпадает ли адрес получателя с вашим? Если указан неизвестно чей адрес электронной почты или огромный список получателей, то это, вероятнее всего, спам.
  2. Обращаем внимание на небрежность письма: многочисленные орфографические и грамматические ошибки, нечёткие логотипы и т. п. Если письмо составлено с большим количеством ошибок, то возможно, что оно является вредоносным.
  3. Критически относимся к срочности. Если в письме от вас требуются незамедлительные действия или в вас разжигают любопытство, будьте очень бдительны.
  4. Подвергаем сомнению запросы конфиденциальной информации (личных, финансовых данных и т. п.). Никогда не отвечайте на непрошеное электронное письмо с просьбой предоставить подобные сведения для какой бы то ни было цели.
  5. Проверяем URL-адреса на предмет необычного вида. Многие ссылки, используемые в фишинговых кампаниях, похожи на адреса легитимных сайтов, но при более внимательном рассмотрении выглядят странно. Переходить по ним не следует. Если URL-адрес скрыт в текстовой ссылке, наведите на неё указатель мыши и ознакомьтесь с информацией о том, куда эта ссылка указывает (например, в веб-браузере такие сведения появляются в левом нижнем углу экрана). При возникновении каких-либо сомнений также не переходите по ней. Аналогичным образом проверяйте и те гиперссылки, которые имеют вид URL-адреса («http://www…»): удостоверьтесь, что отображаемый в письме адрес совпадает с реальным.
  6. Нераспознаваемый тип файла. В большинстве случаев в рамках деловой переписки по электронной почте отправляется лишь несколько стандартных типов файлов. Если файл выглядит необычно, не открывайте его.
  7. Если вы проанализировали письмо по предыдущим пунктам и сомнений в его легитимности у вас не возникло, то открывайте вложение в особой среде — песочнице (sandbox). Эта среда позволяет ознакомиться с любым файлом без риска заразить устройство, ведь при закрытии песочницы все изменения исчезнут.
  8. Если электронное письмо всё же кажется вам подозрительным или поддельным, то обратитесь к профессионалам своей организации — системным администраторам или специалистам по информационной безопасности.

Выводы

Несмотря на свой возраст, электронная почта остаётся основным каналом распространения вредоносных программ и по сей день. Основная ОС, подверженная заражению, — широко распространённая Windows. Будьте бдительны и проверяйте каждое письмо внимательно. Есть сомнения в подлинности — позвоните отправителю, но в любом случае убедитесь, что в письме нет вредоносных вложений. Придерживайтесь алгоритма проверки писем.

Если вы хотите обезопасить свой бизнес от непредвиденных убытков, то обучайте людей основам информационной безопасности. Всегда помните: самое слабое звено в любой защите — человек, и именно на человеческие слабости опирается хакерская атака.

Полезные ссылки: 
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru