ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

Журналистам издания «Коммерсантъ» стало известно, как правительственные ведомства видят реализацию «закона Яровой» на практике.

По данным «Коммерсанта», ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг в настоящий момент обсуждают набор технических решений, которые позволят реализовать дешифровку и соответственно доступ ко всему интернет-трафику россиян, как того требует «закон Яровой». Журналисты ссылаются на информацию, полученную от топ-менеджера одного из производителей оборудования, члена Администрации президента (АП), а также неназванного источника в IT-компании, передает xakep.ru.

 

«Хранить эксабайты шифрованного интернет-трафика не имеет смысла — в нем ничего не найдешь. ФСБ выступает за то, чтобы расшифровывать весь трафик в режиме real-time и анализировать его по ключевым параметрам, условно говоря, по слову «бомба», а министерства настаивают на расшифровке трафика лишь по тем абонентам, которые привлекут внимание правоохранительных органов»,— рассказал журналистам представитель АП.

Для анализа нешифрованного и уже расшифрованного трафика планируется использовать DPI-системы (Deep Packet Inspection), которые и сейчас применяются многими операторами, например для URL-фильтрации по спискам запрещенных сайтов.

Сложности у правительственных ведомств вызывает зашифрованный трафик. «В интернете огромное количество сайтов, которые не являются организаторами распространения информации и используют защищенное https-соединение», — поясняют собеседники издания. «Без расшифровки трафика не всегда можно понять, на какой сайт заходил пользователь, не говоря о том, что он там делал». Так, одним из обсуждаемых вариантов дешифровки трафика является установка в сетях операторов оборудования, которое будет фактически выполнять MITM-атаки:

«Для пользователя это оборудование притворяется запрошенным сайтом, а для сайта — пользователем. Получается, что пользователь будет устанавливать SSL-соединение с этим оборудованием, а уже оно — с сервером, к которому обращался пользователь. Оборудование расшифрует перехваченный от сервера трафик, а перед отправкой пользователю заново зашифрует его SSL-сертификатом, выданным российским удостоверяющим центром (УЦ). Чтобы браузер пользователя не выдавал ему оповещений о небезопасном соединении, российский УЦ должен быть добавлен в доверенные корневые центры сертификации на компьютере пользователя».

Журналисты пишут, что Илья Массух, глава подгруппы «ИТ+Суверенитет» при Администрации президента, ранее уже подтверждал, что планы по созданию такого удостоверяющего центра действительно есть. Впрочем, будет ли данный УЦ использоваться для реализации «закона Яровой», пока неизвестно.

Также о предложении по расшифровке трафика слышал основатель «Энвижн Групп» и совладелец производителя телекоммуникационного оборудования РДП.РУ Антон Сушкевич.

«Два основных метода шифрования в интернете — end-to-end, который очень популярен в мессенджерах, и SSL-сертификаты — с их помощью около 80% интернет-трафика шифруется. Для того чтобы выполнять задачу, поставленную «законом Яровой», то есть бороться с терроризмом, нужно расшифровывать и анализировать трафик в прямом эфире, а не какое-то время спустя. Организация MITM — один из возможных путей»,— утверждает Сушкевич.

Также «Коммерсантъ» поинтересовался мнением экспертов по данному вопросу, и те выразили определенный скепсис относительно описанной схемы.

«Когда о данном факте станет известно, из всего ПО, обеспечивающего работу с шифрованным трафиком, сертификат подобного удостоверяющего центра будет вырезан в очередном обновлении. И это будет правильно, потому что возможность создавать «левые» сертификаты дискредитирует всю электронную коммерцию: все банковские карточки, учетные данные всех пользователей во всех системах становятся перехватываемыми»,— объясняет глава АРСИЭНТЕК Денис Нештун.

«MITM хорошо, а местами и легально работает для клиент-серверных технологий на базе SSL. Но от него стали чаще отказываться и переходить на TLS, для которого MITM сделать сегодня нельзя. А в случае с end-to-end шифрованием, на котором построено большинство мессенджеров, MITM вообще нереализуем»,— говорит консультант по интернет-безопасности Cisco Алексей Лукацкий.

Напомню, что согласно «закону Яровой», организаторы распространения информации должны предоставлять информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей в уполномоченное подразделение ФСБ.

«Организаторами распространения информации», в свою очередь, считаются «лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ», которые используются для «приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет». То есть таковыми являются практически любые сервисы, при помощи которых осуществляется передача сообщений, будто то мессенджер или почта.

Собеседники «Коммерсанта» полагают, что «иностранные компании этому требованию просто не подчинятся, а российские, может, и сдадут ключи после многочисленных требований».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В рунете оживились мошенники, продающие водительские права и военбилеты

Эксперты F.A.C.C.T. фиксируют активизацию мошенников, предлагающих услуги по оформлению документов. Судя по публикациям в Telegram, число объявлений о продаже водительских удостоверений за квартал возросло в 2 раза, военных билетов — более чем в 6 раз.

За водительские права просят от 22 тыс. до 90 тыс. руб. (в зависимости от категории), за военный билет с отметкой «не годен к военной службе» — в среднем 110 тыс. рублей. В обоих случаях покупатель теряет деньги и персональные данные, ничего не получая взамен.

Схема развода в целом одна и та же. Продавец уверяет, что фальсификацией он не занимается, документ настоящий и будет официально зарегистрирован (права внесут в базу данных ГИБДД, военбилет — в единый реестр воинского учёта). У покупателя просят предоплату в размере 40-50% и указывают реквизиты для перевода.

Получив деньги, аферист просит предоставить информацию для оформления документа: паспортные данные, фото подписи на белом фоне, сканы страниц паспорта, ИНН, медсправку, которую, впрочем, водитель может здесь же приобрести за дополнительные 5 тыс. рублей.

Полученные данные пересылаются сообщнику-отрисовщику (специалисту по обработке цифровых изображений). Тот создает картинку документа, которая затем высылается жертве в качестве доказательства выполнения заказа.

Далее ей предлагают выбрать способ доставки и требуют полной оплаты, пообещав добавить данные документа в базу. Получив и этот перевод, мошенники перестают выходить на связь.

В IV квартале также получила распространение схема отъема денег с блокировкой телефона жертвы через iCloud. Сценариев при этом множество. Мошенник, например, может обратиться к намеченной жертве через сайт знакомств и от имени привлекательной девушки посетовать, что iPhone вышел из строя.

Теперь придется как-то восстанавливать черновик курсовой, важные документы и т. п.; если собеседник предложит помощь, ему пришлют учетные данные iCloud. После входа телефон жертвы блокируется через настройки, и с нее потребуют деньги за разблокировку (уже другой персонаж).

 

Чтобы заманить владельца iPhone в ловушку, злоумышленники могут использовать другой предлог — оказание помощи в установке приложений, удаленных из AppStore.

По данным F.A.C.C.T., подобного рода мошенничеством, а также продажей поддельных документов, которые так и не доходят до заказчиков, в России занимаются как минимум три криминальных группировки. Одна из них работает с середины сентября и уже успела обмануть более 170 пользователей, суммарно украв у них почти 5,5 млн рублей.

«За любым предложением о покупке документов скрывается множество опасностей, — предупреждает Мария Синицына, старший аналитик в F.A.C.C.T. Digital Risk Protection. — Самая очевидная — угроза уголовной ответственности за приобретение поддельных документов. Вторая — потеря денег. С ней напрямую связана третья опасность: жертва, которую обманули один раз, остаётся на крючке преступников, ведь они получают важные персональные данные человека: его ФИО, номер телефона, сканы паспорта и других документов, которые могут быть использованы для других мошеннических схем».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru