ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг дешифруют трафик россиян

Журналистам издания «Коммерсантъ» стало известно, как правительственные ведомства видят реализацию «закона Яровой» на практике.

По данным «Коммерсанта», ФСБ, Минкомсвязь и Минпромторг в настоящий момент обсуждают набор технических решений, которые позволят реализовать дешифровку и соответственно доступ ко всему интернет-трафику россиян, как того требует «закон Яровой». Журналисты ссылаются на информацию, полученную от топ-менеджера одного из производителей оборудования, члена Администрации президента (АП), а также неназванного источника в IT-компании, передает xakep.ru.

 

«Хранить эксабайты шифрованного интернет-трафика не имеет смысла — в нем ничего не найдешь. ФСБ выступает за то, чтобы расшифровывать весь трафик в режиме real-time и анализировать его по ключевым параметрам, условно говоря, по слову «бомба», а министерства настаивают на расшифровке трафика лишь по тем абонентам, которые привлекут внимание правоохранительных органов»,— рассказал журналистам представитель АП.

Для анализа нешифрованного и уже расшифрованного трафика планируется использовать DPI-системы (Deep Packet Inspection), которые и сейчас применяются многими операторами, например для URL-фильтрации по спискам запрещенных сайтов.

Сложности у правительственных ведомств вызывает зашифрованный трафик. «В интернете огромное количество сайтов, которые не являются организаторами распространения информации и используют защищенное https-соединение», — поясняют собеседники издания. «Без расшифровки трафика не всегда можно понять, на какой сайт заходил пользователь, не говоря о том, что он там делал». Так, одним из обсуждаемых вариантов дешифровки трафика является установка в сетях операторов оборудования, которое будет фактически выполнять MITM-атаки:

«Для пользователя это оборудование притворяется запрошенным сайтом, а для сайта — пользователем. Получается, что пользователь будет устанавливать SSL-соединение с этим оборудованием, а уже оно — с сервером, к которому обращался пользователь. Оборудование расшифрует перехваченный от сервера трафик, а перед отправкой пользователю заново зашифрует его SSL-сертификатом, выданным российским удостоверяющим центром (УЦ). Чтобы браузер пользователя не выдавал ему оповещений о небезопасном соединении, российский УЦ должен быть добавлен в доверенные корневые центры сертификации на компьютере пользователя».

Журналисты пишут, что Илья Массух, глава подгруппы «ИТ+Суверенитет» при Администрации президента, ранее уже подтверждал, что планы по созданию такого удостоверяющего центра действительно есть. Впрочем, будет ли данный УЦ использоваться для реализации «закона Яровой», пока неизвестно.

Также о предложении по расшифровке трафика слышал основатель «Энвижн Групп» и совладелец производителя телекоммуникационного оборудования РДП.РУ Антон Сушкевич.

«Два основных метода шифрования в интернете — end-to-end, который очень популярен в мессенджерах, и SSL-сертификаты — с их помощью около 80% интернет-трафика шифруется. Для того чтобы выполнять задачу, поставленную «законом Яровой», то есть бороться с терроризмом, нужно расшифровывать и анализировать трафик в прямом эфире, а не какое-то время спустя. Организация MITM — один из возможных путей»,— утверждает Сушкевич.

Также «Коммерсантъ» поинтересовался мнением экспертов по данному вопросу, и те выразили определенный скепсис относительно описанной схемы.

«Когда о данном факте станет известно, из всего ПО, обеспечивающего работу с шифрованным трафиком, сертификат подобного удостоверяющего центра будет вырезан в очередном обновлении. И это будет правильно, потому что возможность создавать «левые» сертификаты дискредитирует всю электронную коммерцию: все банковские карточки, учетные данные всех пользователей во всех системах становятся перехватываемыми»,— объясняет глава АРСИЭНТЕК Денис Нештун.

«MITM хорошо, а местами и легально работает для клиент-серверных технологий на базе SSL. Но от него стали чаще отказываться и переходить на TLS, для которого MITM сделать сегодня нельзя. А в случае с end-to-end шифрованием, на котором построено большинство мессенджеров, MITM вообще нереализуем»,— говорит консультант по интернет-безопасности Cisco Алексей Лукацкий.

Напомню, что согласно «закону Яровой», организаторы распространения информации должны предоставлять информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей в уполномоченное подразделение ФСБ.

«Организаторами распространения информации», в свою очередь, считаются «лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ», которые используются для «приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет». То есть таковыми являются практически любые сервисы, при помощи которых осуществляется передача сообщений, будто то мессенджер или почта.

Собеседники «Коммерсанта» полагают, что «иностранные компании этому требованию просто не подчинятся, а российские, может, и сдадут ключи после многочисленных требований».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России зафиксировали 36 ДТП с участием беспилотных автомобилей

С апреля 2022 года по ноябрь 2024 года в России произошло 36 дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей, из которых только два были вызваны ошибкой автопилота.

Эти данные содержатся в письме министра экономического развития Максима Решетникова премьер-министру Михаилу Мишустину, где подводятся итоги эксперимента по использованию беспилотного транспорта в стране.

Тестирование проходило с апреля 2022 по ноябрь 2024 года, а копия документа оказалась в распоряжении РБК.

За это время роботакси совершили около 92 тысяч поездок: 70 тысяч — в Сириусе, 20 тысяч — в Иннополисе и ещё 2 тысячи — в московском районе Ясенево. Поездки проходили в двух режимах: ВАТС-1 (водитель-испытатель находился в салоне) и ВАТС-2 (управление осуществлялось дистанционно).

Всего за период эксперимента произошло 36 ДТП: 26 в автоматическом режиме и 10 при ручном управлении. Однако в 34 случаях виновниками аварий были другие участники движения, и только два ДТП произошли из-за ошибки автопилота.

Минэкономразвития планирует продолжить тестирование и расширить зону эксперимента. По словам директора департамента цифрового развития и экономики данных министерства Владимира Волошина, проект стал одним из самых успешных в рамках внедрения экспериментального правового режима (ЭПР) для беспилотных автомобилей. За время испытаний машины преодолели 8 млн километров в автоматизированном режиме, из которых 50 км — без инженера-испытателя в салоне.

«Технология ВАТС-1, при которой человек следит за процессом в салоне и вмешивается при необходимости, доказала свою эффективность. Теперь можно переходить к следующим, более высоким уровням автоматизации», — отметил Волошин.

Ожидается, что эксперимент будет продлён до 2028 года. Соответствующее постановление правительства может выйти уже в феврале 2025 года.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru