Ботнет Emotet потерял C2-серверы в результате трансграничной операции

Ботнет Emotet потерял C2-серверы в результате трансграничной операции

Ботнет Emotet потерял C2-серверы в результате трансграничной операции

Правоохранители и судебные органы восьми стран нанесли сокрушительный удар по инфраструктуре крупнейшего ботнета — Emotet. Его основные командные серверы захвачены, резидентные боты обезврежены.

Разгромная акция, скоординированная Европолом и Евроюстом, была предпринята по результатам двухлетнего расследования, в котором приняли участие правоохранительные органы Нидерландов, Германии, Великобритании, Франции, США, Канады, Литвы и Украины.

Командную инфраструктуру Emotet, по данным Европола, составляют несколько сотен серверов, разбросанных по всему миру. Одни из них используются для управления резидентными ботами, другие — для обслуживания сегментов, сдаваемых в аренду, третьи служат резервом на случай выхода из строя какого-либо из критичных узлов.

Судя по всему, участникам трансграничной операции удалось подменить ряд C2-серверов ботнета по методу sinkhole. В результате обращавшиеся к ним зараженные машины перестали получать команды.

Информация о заражениях, обнаруженная на захваченных серверах, уже передана национальным Группам быстрого реагирования на киберинциденты (CERT), чтобы те могли приступить к оповещению жертв и очистке систем. С той же целью потерявшим управление ботам был спущен апдейт с «миной замедленного действия» — кодом, который обеспечит деинсталляцию зловреда 25 марта в 12:00 по местному времени.

В рамках расследования деятельности Emotet в Западной Европе произведено несколько арестов. Украинские силовики тоже задержали двух граждан, предположительно отвечавших за обслуживание инфраструктуры ботнета. Им инкриминируется совершение преступлений, предусмотренных ст. 361 (несанкционированное вмешательство в работу компьютеров, создание вредоносных программ) и ст. 90 (мошенничество) УК Украины. По совокупности подозреваемым грозит лишение свободы на срок до 12 лет.

Специалисты по ИБ отслеживают операции Emotet с 2014 года. За истекший период одноименный модульный троян, изначально нацеленный на кражу денег, обрел много новых функций: научился воровать учетные данные из приложений, рассылать свои копии в спаме с производительностью 100 – 500 тыс. писем в сутки, самостоятельно распространяться по локальной сети, загружать других зловредов.

За шесть лет Emotet, по оценке британского Управления по борьбе с преступностью (NCA), сумел проникнуть в тысячи организаций и заразить миллионы компьютеров по всему миру. Совокупный ущерб банков от деятельности трояна киберкопы Украины скромно оценили в 2,5 млрд долларов.

Последние годы Emotet неизменно возглавляет списки самых агрессивных зловредов, составляемые аналитиками. В первой половине 2020 года он занял первое место среди вредоносных программ, атакующих россиян.

Ботнет Emotet разделен на сегменты, которые сдаются в аренду другим злоумышленникам. Его командная инфраструктура выстроена по принципу иерархии. После проведения карательной акции наблюдатели из ИБ-компании Team Cymru заметили, что число активных контроллеров высшего звена сократилось со 100 до нуля.

 

Тем не менее, говорить о полной победе над Emotet рано. История знает немало случаев, когда ботнет лишали центров управления, но через некоторое время он вновь начинал функционировать. Однако даже краткий перерыв в работе бот-сети, особенно такой масштабной и продуктивной, как Emotet, — уже большое достижение: жертвы получают передышку, ботоводы несут убытки и вынуждены тратить время на восстановительные работы.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru