Работающий мужчина 25-44 лет, со средним заработком и банковскими онлайн-сервисами в телефоне. Банк России составил портрет типичной жертвы финансовых аферистов. И это далеко не пенсионеры.
Пострадать от действий мошенников может любой человек, независимо от возраста и статуса, говорится в сообщении Банка России.
Тем не менее опрос ЦБ позволил сформировать среднестатистический портрет клиента банка, наиболее уязвимого для обмана:
- Возраст от 25 до 44 лет.
- Проживает в городе.
- Работающий мужчина со средним уровнем дохода и средним образованием.
- Активно пользуется банковскими онлайн-сервисами.
По статистике женщины страдают от мошенников меньше всего на процент. 75% жертв живут в городе.
Вторая “незащищенная” категория — граждане 45-54 лет. Пенсионеры занимают только третью строчку среди тех, кто более других подвержен банковским аферам.
Чаще всего мошенники звонили жертвам на мобильные телефоны и рассылали СМС. Растет доля использования мессенджеров и соцсетей — 22% от всего “пирога” афер.
Эксперты советуют установить на телефон “антиспам” — приложение для определения номеров, которое предупредит о нежелательных вызовах.
“Важно помнить, что сегодня мошенники часто используют сервисы подмены номеров, — предупреждает эксперт компании “Газинформсервис” Григорий Ковшов. — Не спешите выполнять действия звонящего, даже если номер похож на официальный контакт финансового учреждения”.
Мошенника легко опознать по стилю общения, напоминают эксперты.
Чаще всего они используют стратегию запугивания. Настоящий сотрудник банка никогда не будет угрожать санкциями или требовать принятия быстрых решений.
Добавим, по свежим данным ЦБ, банки в прошлом году вернули клиентам меньше похищенных средств — 618,4 млн рублей или 4,4% от всего объема краж. Отказы в выплатах объясняются как раз высокой долей социальной инженерии, когда граждане сами переводят деньги злоумышленникам или раскрывают банковские данные.