К безопасности российских экосистем предъявили повышенные требования

К безопасности российских экосистем предъявили повышенные требования

К безопасности российских экосистем предъявили повышенные требования

По данным Т1, в 2022 году одним из самых популярных инструментов киберпреступников были атаки на цепочки поставок российских организаций. Однако попытки злоумышленников проникнуть в ИТ-инфраструктуру участников отечественных экосистем вряд ли увенчались успехом. В последние пять лет они приложили значительные усилия для обеспечения информационной безопасности в соответствии с новыми требованиями.

Атаки на цепочки поставок в России

В 2022 году хакеры осуществили 403 атаки на госучреждения. По сравнению с предыдущим годом их количество увеличилось на 25 %. Об этом свидетельствуют данные Positive Technologies. Наиболее популярными типами вредоносов были шифровальщики (56 % среди атак с применением ВПО) и вредоносные программы для удаленного управления (29 %). Также нередко госучреждения становились жертвами атак на цепочки поставок ПО (5 %).

Атака на одно из госведомств, например, по данным «РТК-Солар», осуществлялась не через его сайт, а через API взаимодействия с подрядчиком. Хакеры стремились «погасить» систему технологического взаимодействия госучреждения с другими площадками.

С серьезными последствиями из-за компрометации цепочек поставок сталкивался и крупный бизнес. По информации Т1, к примеру, через подрядчика одной организации был осуществлен сброс настроек телекоммуникационного оборудования. Это привело к проблемам с ИТ-инфраструктурой целевой компании.

Большинство других атак на цепочки поставок, по всей видимости, приводило организации к серьезным репутационным и финансовым издержкам. Некоторые из них могли стать причиной серьезных штрафов бизнеса. Однако говорить о недостаточном внимании российских компаний, уделяемом противодействию атакам на цепочки поставок, преждевременно.

Дело в том, что свести к минимуму вероятность их компрометации можно только грамотно управляя многочисленными рисками. Кроме того, необходимо обеспечить информационную безопасность серверов, приложений, данных, рабочих станций и различных других объектов.

Не менее важна проверка и контроль работы поставщиков. Особое внимание следует уделять разработке кода программного обеспечения: данный процесс должен быть полностью безопасным.

Все это требует от организаций значительных временных и финансовых ресурсов. Многие меры при этом крайне сложно реализовать технически. Поэтому российским компаниям пока попросту не хватило времени, прошедшего с момента возникновения атак на цепочки поставок, чтобы обеспечить необходимую защиту.

Требования к безопасности участников российских экосистем

В ходе выступления на международном форуме по практической безопасности «Positive Hack Days 2022», Алексей Волков, вице-президент, директор по информационной безопасности VK, отметил, что за последние пять лет почти у всех крупных организаций появились требования к компаниям своей собственной экосистемы и поставщикам.

«Это позволяет обеспечивать высокую безопасность всех частей цепочки услуг, включая процесс контроля поставок ПО, в частности, его разработки. VK - не исключение, мы в 2022 году разработали регламент, который описывает все требования к уровню зрелости информационной безопасности у потенциального контрагента и все действия наших специалистов», - рассказал Алексей Волков.

Основное внимание в требованиях компании уделяется контролю доступа к конфиденциальным данным, ответственности за их разглашение и реагированию на инциденты, включая обязательное уведомление VK.

«В совокупности, эти меры позволяют обеспечить прозрачность и унификацию требований к партнерам, четкое разграничение ответственности и, самое главное, помогают повысить практическую защищенность данных и сервисов», - отметил Алексей Волков.

В Ozon пошли несколько иным путем: при обеспечении информационной безопасности в последние годы в компании начали использовать рискориентированный подход. Чтобы обеспечить сохранность данных и устойчивость ИТ-инфраструктуры в организации разрабатывают сервисы с учетом требований к защите, а также учитывают периметр, где злоумышленники могут получить доступ в системы.

«Исходя из этого мы учитываем риски у наших подрядчиков, чьи сотрудники обладают доступом в системы Ozon - такие пункты дополнительно учитываются при заключении договора», - пояснил Кирилл Мякишев, директор по информационной безопасности Ozon.

Также в компании оценивают риски партнеров, которые работают с ней по франшизе и открывают пункты выдачи заказов. Не стать жертвой мошенников им помогает обучение базовым правилам информационной безопасности, организованное в Ozon.

«Партнеры должны понимать возможные риски и знать основные меры предосторожности - для этого мы разрабатываем специальные курсы и памятки», - рассказал Кирилл Мякишев.

В «МегаФоне» существует практика проверок программного обеспечения и применения методик анализа кода на наличие уязвимостей. В случаях взаимодействия с партнером и приобретения решения, которое предоставляется из его инфраструктуры, компания подписывает с ним соглашение о соответствии тем требованиям, которые предъявляет к собственной инфраструктуре.

«Также в организации формализуют юридическую ответственность партнера в случае если он не соответствует этим требованиям и есть вероятность наступления репутационных рисков», - рассказал Александр Осипов, директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «МегаФона».

По всей видимости, в ближайшие годы хакеры достаточно часто будут добиваться поставленных целей при компрометации цепочек поставок. Однако постепенно их шансы на победу будут снижаться: количество организаций, выстраивающих безопасную работу с партнерами по примеру компаний с экосистемами, продолжит неуклонно расти.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Минпромторг прорабатывает систему кибербезопасности для автомобилей

Минпромторг заказал обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей. Ведомство заинтересовала возможность злоумышленников вторгаться в работу систем управления автомобилями.

Как узнало издание «Газета Ру», Минпромторг РФ заказал проведение исследования, направленного на изучение инцидентов в безопасности, которые касались транспортных средств, создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления автомобилей и разработать для этого нормативно-правовую базу.

В 2023 году на выставке «Иннопром» в Казани была представлена облачная система безопасности подключенных транспортных средств. Ее разработчиками являлись ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».

Как отметили опрошенные изданием эксперты, пока модель угроз для автотранспорта отсутствует. Нет четкого портрета злоумышленника, но при этом источники угроз весьма разнообразны.

Они могут привести к различным негативным последствиям, от активации несанкционированных платных подписок до создания аварийных ситуаций из-за вмешательства в работу различных систем автомобиля.

Автотранспорт действительно содержит уязвимые компоненты. Бортовые системы автомобилей были названы среди потенциально уязвимых приемников спутниковой навигации.

Кроме того, опасные уязвимости не так давно были найдены в информационно-развлекательном блоке Mazda Connect, эксплуатация одной из которых грозит вмешательством в работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы.

Внедрение такой системы следует начинать на стадии проектирования автомобилей. Как предупреждают эксперты, на уже эксплуатируемые машины, по крайней мере, легковые, устанавливать довольно дорогостоящие системы может оказаться экономически нецелесообразным.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru