Евгений Касперский – генеральный директор компании «Лаборатория Касперского».
Евгений Касперский закончил Институт криптографии, связи и информатики. Изучать компьютерные вирусы начал в 1989 году, когда его собственный компьютер был атакован вирусом Cascade. С 1991 по 1997 год работал в Центре информационных технологий «КАМИ», где вместе с группой единомышленников и разработал первую антивирусную программу AVP, которая впоследствии была переименована в Антивирус Касперского.
В 1997 году стал соучредителем «Лаборатории Касперского». В 2007 году назначен на пост генерального директора «Лаборатории Касперского».
Евгений Касперский — один из ведущих мировых антивирусных экспертов, чей опыт в области информационной безопасности насчитывает полтора десятка лет. Он регулярно выступает на профессиональных семинарах и конференциях антивирусных специалистов по всему миру, и, кроме того, ему принадлежит целый ряд статей и обзоров, посвященных компьютерной вирусологии.
На вопросы Anti-Malware.ru любезно согласился ответить Евгений Касперский – генеральный директор компании «Лаборатория Касперского». Это интервью продолжает цикл публикаций "Индустрия в лицах".
Компания и рынок
Не так давно стартовала программа «Правила интернет-безопасности», которую «Лаборатория Касперского» проводит при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Расскажите в двух словах об этом проекте? Кому принадлежит эта идея? Какие цели преследует эта программа? Почему она стартовала именно сейчас?
Как показывает практика, жертвами киберпреступников, как правило, становятся не продвинутые программисты и эксперты, а обычные пользователи, которых сегодня в Сети подавляющее большинство. Поэтому очень важно, чтобы начинающие пользователи были информированы о современных интернет-угрозах, о мошеннических приемах, которые распространены в Сети, чтобы они своевременно получали информацию об обнаруженных уязвимостях в популярном ПО. Именно поэтому «Лаборатория Касперского» при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ разработала программу «Правила интернет-безопасности». Уникальность данной программы состоит в ее масштабности: пожалуй, впервые у нас появилась возможность обратиться к столь широкой аудитории. В рамках этого проекта мы знакомим российских интернет-пользователей с культурой безопасной работы в глобальной сети. Это проект всероссийского масштаба, поэтому для общения с целевой аудиторией используются самые разные каналы коммуникации: наружная реклама, пресс-конференции и круглые столы, прямые линии с экспертами и, наконец, собственная страница проекта на информационно-аналитическом портале об интернет-безопасности securelist.ru. Здесь в любое время можно получить всю необходимую информацию о том, как обезопасить себя в Сети, а также задать вопросы экспертам «Лаборатории Касперского».
Заседание с участием президента России, прошедшее в стенах «Лаборатории Касперского», – событие беспрецедентное. Что означает этот факт для вас лично, для компании и индустрии IT в целом? Многие наблюдатели считают, что визит президента прямо или косвенно дал вашим продуктам некое дополнительное преимущество на рынке – во всяком случае, в сегменте государственных органов. Согласны ли вы с этим?
Да, это событие неожиданное и выходящее далеко за рамки повседневной рутины… Что означает для меня лично и для всей компании? – Признание заслуг и успехов, причем не только на внутреннем рынке, но и за его пределами. А для индустрии IT – что от неё в целом тоже ждут результатов в мировых масштабах. Не думаю, что визит президента стал для нас некой формой протекционизма и дал нам какие-либо рыночные преимущества. Да мы в них, честно говоря, особо и не нуждаемся. И во время визита об этом не было сказано ни слова.
Если говорить о международных продажах, то в каких странах сейчас наиболее сильны позиции компании и где вы видите наибольшие перспективы для роста?
С точки зрения «доли региона в общем пироге», то наиболее сильны позиции компании в странах Западной Европы (это примерно половина нашего бизнеса). Наибольшие перспективы для краткосрочного роста мы видим в Северной Америке, долгосрочного – в Азии (APAC). Предвосхищая вопрос о российском рынке, скажу, что у нас просто не может здесь быть значительного роста, поскольку нам и так принадлежит около половины всего рынка как домашних, так и корпоративных антивирусных решений. В России наши позиции наиболее сильны – это наш домашний рынок. Также доминирующую позицию компания занимает в некоторых странах бывшей Югославии (Сербия, Македония). Очень неплохие результаты мы показываем в коробочном сегменте рынка домашних пользователей: уже больше года мы N1 в Германии по числу пользователей, во Франции и в Испании - почти-почти N1, в Штатах – вышли на N2, в Китае – N1 (по числу коробок точной статистики нет).
Время от времени поговаривают о выходе «Лаборатории Касперского» на фоновый рынок (IPO). Нужно ли это компании, и если да, то когда этого можно ожидать?
Планы по выходу на IPO отложены до окончания потрясений и стабилизации мировых финансовых рынков.
Кого вы в настоящее время считаете своими основными конкурентами в России и мире в целом: но не только с маркетинговой точки зрения, но и в сугубо технологическом смысле?
Что касается России – смотрите отчеты Аnti-Мalware.ru: это Symantec, ЕSET, Dr.Web. В мире – смотрите отчёты IDS или Gartner: Symantec, McAfee, Trend Micro. О технологической точке зрения сложно сказать: у разных компаний есть разные интересные наработки и технологии, которых либо у нас «нет, а хочется», или которые у нас сделаны лучше. Но назвать кого-то из вендоров «основным ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ конкурентом» нельзя. Это мы для них – основной технологический конкурент, а не они для нас
Ключевые прогнозы
Как, на ваш взгляд, будет развиваться мировой антивирусный рынок в ближайшее время? Какие тенденции будут на нем преобладать?
Как мне кажется, на рынке, особенно в домашнем сегменте и СМБ, всё большую долю будут занимать сервисы – защита трафика и домашней сети. При этом будут появляться новые нестандартные каналы – например, банки или провайдеры сетевых игрушек. В среднесрочной перспективе следует ожидать роста сегмента защиты мобильных устройств. Если же говорить об игроках, то мне представляется наиболее вероятным не консолидация индустрии (в отличие от других компьютерных и не-компьютерных направлений), а, наоборот, появление всё большего числа небольших и средних компаний, которые будут отъедать свои куски рыночного пирога у традиционных лидеров. Это подтолкнёт последних к диверсификации, отходу от фокусирования на «традиционных» решениях для антивирусной безопасности - т.е. к потере лидерства на рынке антивирусных решений как таковых.
Если говорить о технологической эволюции антивирусной защиты, какие из существующих технологий, на ваш взгляд, наиболее перспективны?
Мне бы не хотелось делить существующие технологии на «перспективные» и на те, которые «должны умереть». По моему глубокому убеждению, все (или практически все) современные антивирусные технологии не теряют своей актуальности – они просто требуют «заточки» под современных зловредов. Новые технологии, такие как Application Control, White Listing, Security Network, Safe Run (называю в терминах KAV/KIS, надеюсь, что не надо разъяснять) – так вот, эти технологии не «более перспективны», они не заменяют традиционные антивирусные технологии, а удачно их дополняют. В будущем мы будем пользоваться не «совсем новыми продуктами на абсолютно новых технологиях», а комбинацией старых защитных средств и новомодных мухобоек, старых решений не отменяющих. Примерно как в современных автомобилях подушка безопасности не отменила ремень, а лишь дополнила его.
Какой стратегии технологического развития будет придерживаться «Лаборатория Касперского» в ближайшие годы?
Делать больше, лучше, качественнее, с привлечением трудовых ресурсов не только в Москве, но и за ее пределами. Компания будет придерживаться фокуса на «технологии, продукты и сервисы для отсева вредных и нежелательных программ и данных, а также на решении других насущных проблем пользователей компьютеров и мобильных телефонов». Вот такая узкая фокусировка в самом широком смысле
Какой вы видите свою компанию через 5 лет?
Это будет компания – один из признанных лидеров в индустрии IT-безопасности, занимающая ведущую позицию в некоторых ее сегментах.
Продукты
Новое комплексное решение «Лаборатории Касперского» для защиты смартфонов Kaspersky Mobile Security 8.0 объединяет в себе 5 различных компонентов (антивирус, антиспам, антивор, шифрование и родительский контроль), обеспечивающих защиту от различных видов угроз. Какая из них, с вашей точки зрения, наиболее актуальна сегодня? Какая будет самой востребованной через 2-3 года?
Сегодня, конечно же, антивор. В будущем – еще и антивирус + антиспам. Не исключено появление и других актуальных «фишек».
Планирует ли «Лаборатория Касперского» расширять ассортимент продуктов? Появятся ли решения, не относящиеся к антивирусной тематике, например, в категории DLP?
Да, но строго в «узком фокусе в широком смысле» - см. чуть выше. Функциональность DLP войдет в корпоративные продукты; лёгкий бэкап с шифрованием будет и в персональном продукте класса Total Security.
Вы посвящаете много времени поездкам, общению с партнерами и клиентами. Что они ценят в продуктах под вашим именем больше всего?
Название и цвет коробки. Если серьёзно, то у них же и надо спрашивать! Я обычно спрашиваю, что им НЕ нравится, но об этих ответах я особо распространяться не собираюсь.
Управление
Два года назад в «Лаборатории Касперского» началась активная фаза реструктуризации корпоративного управления, многие недоброжелатели тогда предрекали компании быстрый крах и потерю рынка. Можно ли сегодня говорить о результатах реструктуризации? Каковы они? Достигнуто ли желаемое? И если нет, то почему? Какие ваши дальнейшие планы в том отношении?
Результаты более чем позитивные. Немногие компании нашего размера могут показывать 80% роста в «нормальных» условиях и не уходить в минус во времена кризиса. Где эти результаты уже видны: новая региональная структура компании оправдала себя по всему миру – от Чили с Аргентиной до Австралии с Новой Зеландией. Где результаты (как мы надеемся) скоро будут представлены публике: новые корпоративные продукты компании.
Кстати, недавно «перемешали» и поменяли структуру двух основных технических подразделений компании – т.е. реструктуризация продолжается. Да, наверное, и будет продолжаться: мы любим эксперименты.
Компания сегодня территориально разветвлена как никогда. Как это сказывается на управляемости? Какой стратегии вы придерживаетесь в этом отношении: строгое подчинение или широкая автономия региональных офисов?
Естественно, что управлять большим коллективом труднее, чем малым, но легче чем огромным. Стратегия управления всё та же: комбинация строгого следования корпоративным стандартам и широкой автономии в зависимости от сферы применения: что-то делать «ни-ни» без согласования с Москвой, а что-то – по своему усмотрению. Коробки могут быть любого размера и цвета, но зелёные!
«Лаборатория Касперского» находится в числе компаний, продолжающих набор персонала. Расскажите об основных направлениях кадровой политики сегодня? Сложно ли находить специалистов нужной квалификации в России? В последний год несколько ключевых позиций заняли иностранцы – директор по маркетингу, руководители департаментов потребительского рынка и корпоративного бизнеса. Чего вы в первую очередь ждете от них? Оправдывают ли они ваши ожидания?
Это вопрос не совсем ко мне, посему прошу помощи зала... Помощь пришла от нашего HR-департамента.
«Находить специалистов нужной квалификации непросто и в России, и за рубежом. В нашей компании всегда были высокие требования к кандидатам, и они не изменились с наступлением кризиса.
На 2009 год у нас запланированы более 200 вакансий. Все они определяются тенденциями развития. Например, сейчас идет активная работа над описанием и стандартизацией бизнес-процессов, оптимизацией политик и процедур, что должно повысить эффективность системы управления компанией в целом. Этим обусловлена необходимость создания такого подразделения, как департамент по управлению качеством, куда в ближайшее время мы будем набирать персонал.
Кроме того, нам необходимо привлечь опытных и профессиональных управленцев, творческих и харизматичных, готовых выступать агентами изменений, которые помогут компании стать абсолютным лидером в обозримом будущем. (Стратегическая цель - стать №1 к 2014 году!) В связи с этим в текущем году у нас запланировано достаточно большое количество управленческих вакансий, на которые могут претендовать как действующие сотрудники, так и внешние соискатели.
Мы заинтересованы в привлечении как российских, так и иностранных сотрудников. На данный момент в московской штаб-квартире работают более 20 иностранцев - это топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и специалисты. При рассмотрении кандидатов на высокие должности мы не ставили перед собой цель привлечь именно иностранных менеджеров и рассматривали кандидатов, как с локального рынка, так и из-за рубежа. При выборе мы руководствовались теми критериями, которые релевантны для руководителей высшего уровня и отвечают текущим и стратегическим приоритетам компании: это не только лидерская харизма, солидный опыт работы в индустрии, высочайший уровень профессионализма, но и международный опыт, глобальная экспертиза, знание рынков и технологий бизнеса, масштабное видение, благодаря которым руководитель способен внести значимый вклад в глобальный рост и развитие нашей компании.
Основной кадровый актив компании сейчас находится в России. Не повлечет ли активная интеграция «Лаборатории Касперского» в мировой рынок потерю ее российских корней и уникального коллектива?
От корней можно оторваться – потерять их нельзя. Действительно, компания становится международной, уже скоро количество зарубежных сотрудников превысит число тех, кто работает «по эту сторону границы». Однако дух и уникальность стараемся сохранять и в локальных офисах и уделяем этому особое внимание. Посему – я волнуюсь по этому вопросу, но настроен оптимистично.
Угрозы & безопасность
Вы неоднократно говорили о том, что надо бы отменить анонимность в Интернете – это поможет снизить остроту проблемы киберпреступности. Сейчас об этом говорят и вендоры (Microsoft), и государственные органы. Как, по вашему мнению, это можно было бы осуществить? С чего начать?
Осуществить можно всё что угодно, хоть на Марс полететь; главное - очень захотеть решить этот вопрос в межгосударственном масштабе. Что нужно сделать прямо сейчас (с чего начать): создать интернет-Интерпол, международную организацию, координирующую киберполицейские подразделения в разных странах. Начать можно с небольшого – например, со сбора базы контактов, потом попробовать раскрутить пару-тройку киберпреступлений, хорошенько на этом отпиариться, получить дополнительные бюджеты – и вперёд по полной! Только с Россией надо будет договориться по поводу дополнительных сибирских поселений…
О себе и карьере
В прессе вы рассказывали о том, что благодаря одному из хороших знакомых получили отличную прививку от звездной болезни. С годами и достижениями иммунитет не ослабевает?
Вроде бы нет… Но мне у кого спрашивать – у зеркала?
Вам приходится выступать, по меньшей мере, в трех разных ролях: руководитель, антивирусный эксперт, лицо компании. Какая из них вам ближе, понятнее, комфортнее?
Стратег, эксперт по компьютерной безопасности, бренд – вот три мои роли. Все три мне приятны. И понятны. И не только мне
Государственная премия – что она значит для вас лично? О чем вы подумали в первый момент, когда узнали о ее присуждении?
Было всё это весьма волнительно ... Если честно, то в ночь перед церемонией награждения почти не спал, не смог.
Вас лично знают во всем мире. Ваша компания имеет все возможности стать лидером рынка. Будете ли вы удовлетворены этим результатом или пойдете дальше?
Уже иду дальше – но куда пока большой-большой секрет
Что для вас означает успех? Когда вы почувствуете, что всего в жизни добились?
Успех – это когда делаешь всё (или почти всё) так, что вечером, гуляя по парку, глядишь вверх на звёзды (или тучи) и думаешь: «А жизнь – хорошая штука!» Когда почувствую что всё, пора ... Надеюсь, что никогда.
Cпасибо!