Очередной независимый анализ российского рынка антивирусной защиты в 2006 году, в котором приводятся данные по объему продаж, долям рынка ведущих игроков, сравнение с 2005 годом и прогноз развития ситуации на 2007 год.
3. Объем продаж и доли рынка в 2005-2006 году
4. Изменения рынка по сравнению с 2005 годом
5. Анализ результатов за 2006 год
1. Введение
Статья представляет собой независимый анализ рынка антивирусной защиты России по итогам 2006 года. Данный проводится независимым порталом Anti-Malware.ru ежегодно и призван с определенной точностью ответить на вопрос: "Кто есть кто на рынке антивирусной защиты России?"
Документ готовился при отсутствии какой-либо финансовой поддержки, участия какого-либо производителя, его представителей (дистрибьюторов, реселлеров и т.д.) на территории России или иных лиц заинтересованных в умышленном искажении видения ситуации на рынке.
Приведенные здесь данные за 2005-2006 годы могут не совпадать с официальными позициями участников рынка информационной безопасности, так как являются экспертной оценкой авторов статьи при активном участии сообщества Anti-Malware.ru.
При подготовке этого анализа эксперты не ставили своей целью каким-либо образом повлиять на общественное мнение, изменить расстановку сил на рынке, принизить или наоборот приукрасить чьи-то достижения или каким-то другим способом исказить реальную ситуацию на рынке.
2. Методология
Приведенные в этой статье данные за 2005 и 2006 календарные годы были получены из различных источников, среди которых: официальные данные участников рынка, информация из открытых источников (СМИ) и экспертные оценки аналитиков Anti-Malware.ru.
Все приведенные здесь цифры по объему продаж указаны в ценах для конечных пользователей, что несколько выше реальных доходов компаний-производителей или дистрибьюторов на территории России (различаются на величину скидки для каналов продаж).
В анализе не учитывались возможные доходы от технологических продаж вендоров, например, когда антивирусный движок продается внутри продукта третьей стороны.
3. Объем продаж и доли рынка в 2005-2006 году
Ниже приведены данные по объемам продаж различных вендоров и их доли на антивирусном рынке России (в ценах конечных пользователей).
Таблица 1: Объем продаж основных участников рынка антивирусной защиты в России за 2005-2006 годы
Производитель | Объем продаж (млн. USD) 2005 |
Объем продаж (млн. USD) 2006 |
Рост 2005-2006 |
Лаборатория Касперского | 17,1 | 24,9 | 46% |
Symantec | 13,5 | 19,0 | 41% |
Trend Micro | 5,9 | 7,2 | 22% |
Доктор Веб | 4,2 | 6,3 | 50% |
Eset | 1,2 | 4,7 | 292% |
McAfee | 1,7 | 2,1 | 24% |
Panda Software | 1,6 | 1,7 | 6% |
Sophos | N/A | 1,2 | N/A |
Другие производители | 0,8 | 1,5 | 88% |
Весь рынок | 46,0 | 68,6 | 49% |
Рисунок 1: Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2006 году
Суммарный объем рынка антивирусного программного обеспечения в 2006 году в России составил 68,6 млн. USD, что на 49% больше 46 млн.USD в 2005 году.
Такой темп роста на фоне среднемировых показателей (около 14% по данным IDC Worldwide Secure Content and Threat Management 2007–2011 Forecast and 2006 Vendor Shares) демонстрирует очень высокий потенциал отечественного рынка.
Как видно из таблицы 1, позиции игроков на рынке практически не претерпели изменений. Исключением стал Eset, которому с рекордным ростом в 292% по итогам 2006 года удалось войти в пятерку лидеров рынка.
Лидеры рынка – компании "Лаборатория Касперского", Symantec, Trend Micro и Доктор Веб как и ожидалось, показали устойчивый рост. У "Лаборатории Касперского", Symantec и "Доктор Веб" рост составил 40-50%, объем продаж Trend Micro вырос всего на 22%. В сумме эти 4 вендора заработали 57,4 млн. USD, что составляет 84% всех продаж антивирусного ПО в России.
4. Изменения рынка по сравнению с 2005 годом
Таблица 2: Доли основных участников на рынке антивирусной защиты в России за 2005- 2006 годы
Производитель | Доля рынка 2005 | Доля рынка 2006 | Изменение доли рынка |
Лаборатория Касперского | 37,2% | 36,3% | -0,9% |
Symantec | 29,3% | 27,7% | -1,7% |
Trend Micro | 12,8% | 10,5% | -2,3% |
Доктор Веб | 9,1% | 9,2% | 0,1% |
Eset | 2,6% | 6,9% | 4,2% |
McAfee | 3,7% | 3,1% | -0,6% |
Panda Software | 3,5% | 2,5% | -1,0% |
Sophos | N/A | 1,7% | N/A |
Другие производители | 1,7% | 2,2% | 0,4% |
Рисунок 2: Изменение долей рынка основных участников в 2006 году
Сравнивая доли рынка вендоров, которые они занимали в 2005 и 2006 годах, видно, что только Eset и "Доктор Веб" упрочил свою позицию. Новый игрок, компания Sophos за 2006 год смогла завоевать 1.7% рынка. Рост доли "других производителей" связан в первую очередь с начавшейся в 2006 году экспансией Microsoft на рынок информационной безопасности.
Все остальные вендоры, немного ослабили свои позиции. Наиболее существенные потери доли рынка (от 1% до 2.3%) зафиксированы у Trend Micro, Symantec и Panda Software.
5. Анализ результатов за 2006 год
Как видно из таблицы и рисунка 1, лидерство на российском рынке продолжает прочно удерживать «Лаборатория Касперского» с объемом продаж в 24,9 млн. USD, чья доля рынка составляет 36,3%. Небольшая потеря доли рынка в 0,9% по сравнению с 2005 годом связана с активными действиями конкурентов, в первую очередь компании Eset.
Второе место с объемом продаж в 19 млн. USD занимает корпорация Symantec. Ее доля на российском рынке уменьшилась на 1,7% и составляет 27,7% от общего объема продаж, что соответствует почти трети рынка. Отставание Symantec от Лаборатории Касперского по-прежнему составляет около 9% рынка.
Как уже отмечалось выше, компания Trend Micro, вопреки многим ожиданиям, немного ослабила свою позицию на российском рынке. Не смотря на в принципе хороший показатель роста объема продаж в 2006 году на 22%, ее доля рынка уменьшилась на 2.3%. Данный факт не только не позволил Trend Micro приблизиться к паре лидеров, но и позволил вплотную приблизиться к себе идущей чуть позади компании "Доктор Веб".
Доля рынка компании "Доктор Веб" незначительно увеличился с 9.1% в 2005 до 9.2% в 2006 году. Она по-прежнему сохраняет за собой 4-ю позицию на рыке. Теперь следом за ней идет динамично продвигаемая компания Eset, которая, вполне возможно, в следующем году сможет настичь "Доктор Веб" по объему продаж.
Остальные игроки имею доли рынка не превышающие барьер в 5%.
6. Прогноз на 2007 год
Прогноз на 2007 год стоит начать с оценки общего размера российского рынка. Предполагается, что суммарный объем продаж антивирусного ПО в 2007 году должен составить не менее 90 млн. USD. Таким образом, суммарный рост объема продаж в 2007 по сравнению с прошедшим годом будет не менее 30%.
Посмотрим теперь, как могут измениться позиции игроков на рынке к концу 2007 года. Для начала обратимся к таблице 3, в которой для каждого производителя указано значение потенциала роста на 2007 год.
Градация потенциала роста осуществляется по следующим степеням:
- Отрицательный – снижение объема продаж, уменьшение доли вендора на рынке;
- Стагнация - сохранение текущего объема продаж, уменьшение доли вендора на рынке (при условии роста рынка в целом);
- Низкий – рост объема продаж от 0 до 30%;
- Умеренно высокий – рост объема продаж от 30 до 80%;
- Очень высокий – рост объема продаж на 80% или более.
Таблица 3: Потенциал роста и позиции основных игроков на 2007 год (прогноз)
Производитель | Потенциал роста | Позиция на рынке по итогам 2007 года |
Лаборатория Касперского | Умеренно высокий | 1 |
Symantec | Умеренно высокий | 2 |
Trend Micro | Умеренно высокий | 3 |
Доктор Веб | Умеренно высокий | 5 |
Eset | Очень высокий | 4 |
McAfee | Умеренно высокий | 7 |
Panda Software | Стагнация/Низкий | 8 |
Sophos | Очень высокий | 6 |
Microsoft | Умеренно высокий | 9 |
Bitdefender | Очень высокий | 10 |
"Лаборатория Касперского", благодаря серьезному обновлению своей продуктовой линейки (корпоративный Kaspersky Open Space и персональные продукты версии 7.0) должна сохранить свое лидерство и показать высокие темпы роста – не менее 35-40%. Поэтому оценка потенциала роста - Умеренно высокий.
Корпорация Symantec также, безусловно, сохранит свое 2-е место. Ее рост продаж в 2007 году также будет высоким. Это связано с давно завершившимся слиянием с Veritas, повышением внимания к России со стороны корпорации, как следствие, усилением российского представительства и ростом штата сотрудников. Проблемы с качеством сервиса в целом, в первую очередь скоростью реакции и качеством детектирования не позволит Symantec побороться на абсолютное лидерство в России. Отсюда потенциал роста – Умеренно высокий.
Компании Trend Micro достаточно удачно продвигается в корпоративном сегменте российского рынка антивирусной защиты, благодаря качественным продуктам, ясной и понятной стратегии этого вендора, а также грамотно выстроенной партнерской сети на территории России. Однако снижение интереса партнеров к продукции Trend Micro (из-за уменьшения партнерской скидки) снижает ее потенциал роста. Рост продаж, вероятно, будет на уровне 30%, поэтому оценка потенциала роста – Умеренно высокий.
Доля рынка компании "Доктор Веб" не должна претерпеть существенных изменений. Компания имеет большое число лояльных клиентов, включая государственные структуры, сильные базовые технологии и активно наращивает продуктовую линейку. Ожидаемый осенью релиз DrWeb 4.44 также должен положительно отразится на продажах компании. Потенциала роста – Умеренно высокий.
Не смотря на позитивный прогноз по "Доктор Веб", идущей за ней следом компании Eset удастся ее опередить в борьбе за 4-е место. Удачная для Eset рыночная ситуация, агрессивная ценовая политика и маркетинг, очевидно, позволит ей показать Очень высокие темпы роста.
Несмотря на желание компании McAfee поднять продажи в России и началом активной работы с партнерами, потенциал ее роста, все таки, остается Умеренно высоким. Хотя небольшой объем продаж вполне позволяет показать существенные темпы роста (например, удвоить продажи), отсутствием внятной отстройки от конкурентов и недостаточно активное продвижение будет сдерживать российскую экспансию McAfee в 2007 году.
Потенциал роста Panda Software оценивается как Низкий/Стагнация, так как эта компания не слишком успешно продвигается в России все последние годы, и до сегодняшнего времени делала ставку на персональную линейку антивирусных продуктов, где сейчас наблюдается жесткая конкуренция со стороны Eset, Лаборатории Касперского и Доктор Веб. Что касается ее корпоративных продуктов Panda Software, то им достаточно сложно конкурировать с аналогами конкурентов.
Ожидается, что компания Sophos по итогам 2007 года сможет опередить по объему продаж не только Panda Software, но и McAfee. Такая оценка подкрепляется тем, что Sophos является одним из лидеров корпоративного сектора в мире, имеет один из лучших в индустрии маркетинг и PR, а также тем, что в России данный бренд продвигается сильными дистрибьюторами: Softline и ДиалогНаукой. Текущий объем продаж существенно ниже того, на что может рассчитывать компания в России, как следствие - Очень высокий потенциал роста.
Microsoft усиливает свое давление на рынке информационной безопасности, как в сегменте домашних пользоватeлей (на подходе Windows OneCare Live 2.0), так и в корпоративном сегменте (Microsoft Forefront). Ее потенциал роста оценивается как Умеренно высокий (занижен из-за отсутствия должной репутации на рынке).
Выход компании Softwin (бренд BitDefender) на Российский рынок в 2006 году, прогнозировался нами ранее, поэтому не явился неожиданностью. Продукты BitDefender имеют Очень высокий потенциал и вполне могут повторить рывок Eset 1-2 летней давности.
Прогноз объемов продаж для каждого вендора на 2007 год в количественном выражении не производился из-за сильной закрытости и непрозрачности рынка, и, как следствие, его заведомо низкой точности.
Портал Anti-Malware.ru планирует и далее публиковать ежегодную аналитику по анализу рынка антивирусной защиты, что позволит нам наблюдать за динамикой изменений.
Если вы по какой-то причине не согласны с приведенным в данной статье анализом, убедительно просим Вас написать об этом в специальной ветке на нашем форуме или лично авторам статьи.