Лаборатория Касперского — эволюция бизнеса

Лаборатория Касперского — эволюция бизнеса

Лаборатория Касперского — эволюция бизнеса

«Лаборатория Касперского» воспринимается многими исключительно как антивирусный вендор. Это было справедливо еще в 2012 году, но за последние три года все существенно изменилось. В компании строят амбициозные планы, она давно вышла за границы антивирусного рынка, активно диверсифицирует продуктовый портфель и набор сопутствующих услуг, делая ставку на новые быстрорастущие сегменты рынка ИБ.

 

 

Введение

Выбор в пользу экспансии

Неантивирусный «Касперский»

2010

Защита от DDos

2011

Контроль внешних устройств, веб-фильтрация и поиск уязвимостей

2013

Шифрование и централизованное управление мобильными устройствами

Расследование компьютерных инцидентов

2014

Предотвращение финансового мошенничества в интернете

2015

Защита конфиденциальных данных от утечки

Kaspersky Security System

Что из неантивирусного ждать в ближайшем будущем?

Защита от целенаправленных атак (Anti-APT)

Kaspersky Industrial Security

Защита для центров обработки данных

Развитие анализа защищенности

Защита интернета вещей  (IoT)

Выводы

 

Введение

Исторически «Лабораторию Касперского» в России и мире воспринимают исключительно как производителя антивирусных программ. Фамилия Касперский стала синонимом слова антивирус и наоборот: если антивирус — то Касперский, если Касперский — то антивирус. Такая неразрывная связь является логичным следствием того, что компания много лет специализировалась именно на защите от вредоносных программ. Но за антивирусным «фасадом» сложно разглядеть стратегические изменения, которые происходят в компании.

На крупной отраслевой конференции я имел честь познакомиться с одним аналитиком из венчурной компании, которая инвестирует в стартапы в области информационной безопасности. Назовем его Василием. В ходе непродолжительной беседы речь зашла о крупных российских компаниях, и Василий безапелляционно заявил, что «Лаборатория Касперского» свое отработала и дни ее на рынке ИБ якобы сочтены. Человек явно не понимал эволюционных движений и стратегии «Лаборатории Касперского» (далее сокращенно — ЛК), как и изменений рынка в целом. Но если так рассуждает аналитик, что думают обычные клиенты? Эта мысль подвигла меня написать эту статью, которая, надеюсь, будет интересна широкому кругу читателей, желающих больше узнать о базовых тенденциях рынка.

Для начала напомню, что «Лаборатория Касперского» была основана в 1997 году как производитель антивирусных программ и вплоть до 2005 года разрабатывала исключительно их. Только 2005 году с покупкой технологии защиты от спама произошел выход ЛК на новый сегмент рынка, во многом очень близкий антивирусам.

Аналогичной стратегии придерживались и многие ее глобальные и региональные конкуренты, такие как Eset, BitDefender, F-Secure, Sophos, Dr.Web, Panda Security и другие. Для частной антивирусной компании на тот момент это было абсолютно нормально. Но так поступали далеко не все. Глобальные лидеры рынка, публичные компании Symantec и McAfee (менявшая на тот момент название с Network Associates), активно поглощали другие компании в самых разных сегментах рынка информационной безопасности. В эту группу можно отнести также Trend Micro. Эта тройка вендоров стала стремительно консолидировать и заполнять собой рынок контентной фильтрации. Чуть позже к ним присоединилась Sophos.

После покупки антиспама многие рыночные аналитики, в том числе я, ожидали от «Лаборатории Касперского» дальнейшего расширения продуктового предложения. Однако сложности интеграции антиспама в существующие продукты и неудачная модель продаж остановили процесс. По неофициальным данным, «Лаборатория Касперского» сделала ставку исключительно на собственные разработки, покупая конкретных специалистов и целые команды, но не готовые компании.

 

Выбор в пользу экспансии

Вплоть до 2012 года «Лаборатория Касперского» была сфокусирована на антивирусном рынке. Но в 2012 году (на мой взгляд, именно на этот год пришлись первые явные негативные сигналы для компании) встал вопрос ребром: или компания остается сугубо нишевой, что неминуемо ведет с постепенной деградации и/или поглощению в отдаленном будущем, или же активно идет в другие сегменты рынка, инвестируя в новые продукты и закладывая базис для будущего роста.

Негативных сигналов было несколько, но все они сводились к падению темпов роста антивирусного рынка в целом и темпов роста «Лаборатории Касперского» в частности. Для понимания рассмотрим отдельно сегменты защиты конечных точек корпоративной сети (рабочих станций и серверов) и персональных устройств.

Начиная с 2008 года, на корпоративном рынке защиты конечных точек сети наметился тренд на объединение многочисленных и разрозненных функций в рамках одного продукта. Его последствия хорошо видны на рисунке 1. Продажи «просто антивирусов» неуклонно снижались, но стабильно росли продажи интегрированных и серверных продуктов (включая защиту для виртуальных сред).

 

Рисунок 1. Темпы роста мирового рынка антивирусной защиты конечных точек сети по сегментам, 2009–2014

Темпы роста мирового рынка антивирусной защиты конечных точек сети по сегментам, 2009–2014 

IDC Worldwide Endpoint Security 2010–2014 Forecast and 2009 Vendor Shares

 

Так, по данным IDC, мировые продажи чистых антивирусов с 2006 по 2014 года должны были снизиться в среднем на 7%, в то время как продажи комплексных и серверных продуктов должны были наоборот расти на 18% и 6% соответственно. В абсолютных значениях продажи чистых антивирусов должны были снизиться с $1,3 млрд до $638 млн, т. е. уменьшиться почти вдвое. Для продаж комплексных продуктов, напротив, ожидался рост с $363 млн до $1,9 млрд. Забегая вперед, можно сказать, что так оно и произошло.

С сегментом защиты персональных компьютеров ситуация обстояла несколько хуже. С одной стороны, усиливалось давление вендоров, делающих ставку на бесплатные антивирусы (модель freemium), к ним относятся Avast, Microsoft, Avira, AVG, Comodo, а также ряд азиатских вендоров. Конкуренция в сегменте заметно усилилась, отрываться от конкурентов становилось с каждым годом все сложнее. С другой стороны, возросла защищенность новых версий Windows (Vista, 7 и выше), что снизило нагрузку на антивирус и его значимость.

К тому же «Лаборатория Касперского» изначально, как и все ее конкуренты, делала ставку на защиту платформы Windows, которая стала постепенно сдавать позиции (см. рисунок 2). Аналогичные продукты для платформ  Google Android, Apple Mac OS в силу слабой мотивации потребностей не могли компенсировать падение спроса.

 

Рисунок 2. Изменение долей преобладания компьютерных платформ, 2009–2013

Изменение долей преобладания компьютерных платформ, 2009–2013 

 

Продажи новых ПК на Windows неуклонно падали, а вместе с этим падали темпы роста продаж антивирусов. Все это в перспективе 3–5 лет не сулило ничего хорошего. Аналитик Василий из венчурной компании был прав относительно антивирусного бизнеса ЛК, но он не видел важных изменений стратегии компании.

Далее не будем подробно останавливаться на изменениях в антивирусных продуктах ЛК  для домашних пользователей, здесь все понятно и нет ничего любопытного с точки зрения изменения рыночной стратегии. Все самое интересное происходило и происходит с продуктами для бизнеса.

В принципе, «Лаборатории Касперского» можно было бы руководствоваться популярным в России подходом «на наш век хватит» и ничего не менять. Сейчас мы уже знаем, что так поступили такие уважаемые на антивирусном рынке компании, как Eset, BitDefender, Panda Security, AVG, Avast, Avira, GDATA и другие. Но Евгений Касперский выбрал другой путь — постепенно инвестировать ресурсы в разработку неантивирусных продуктов и услуг, которые в перспективе 5–10 лет смогут выстрелить и станут новыми драйверами роста.

Во многом технологическим толчком развития новых продуктов и услуг стал запуск и активное развитие сети Kaspersky Security Network (KSN), которая позволила аккумулировать большое количество  обезличенных знаний о защищаемых устройствах по всему миру. Помимо «облачной базы данных» об угрозах с мгновенным доступом для своих клиентов KSN дал «Лаборатории Касперского» мощный инструмент статистики и анализа. На его базе стало возможно развивать новые продукты и технологии, что и было сделано в первую очередь.

Но в ЛК решили пойти еще дальше и начали инвестировать в совершенного новые для себя продукты, которые первое время вызывали очень большой скепсис на рынке, —  например, в продукты для защиты АСУ ТП и защищенную операционную систему. Это было рискованно, но амбициозно.

 

Неантивирусный «Касперский»

В этой главе и далее я не буду затрагивать выпуск новых антивирусных продуктов для других операционных систем и их версий или адаптацию существующих продуктов под новые задачи — это все банальный для любого антивирусного вендора интенсивный путь развития. Нам же интересно другое — проследить эволюцию портфеля продуктов и услуг ЛК за пределами антивирусного рынка.

 

Таблица 1. Выпуск новых неантивирусных продуктов «Лаборатории Касперского», 2010–2015

2010 Kaspersky DDoS Prevention
2011 Kaspersky Endpoint Security 8 с контролем запуска программ, веб-фильтрацией  контролем внешних устройств и анализом уязвимостей
2012 -
2013 Услуга расследования компьютерных преступлений
Kaspersky Endpoint Security 10 с шифрованием и MDM
2014 Kaspersky Industrial Security Solution
Kaspersky Fraud Prevention
2015 Kaspersky Security System
Kaspersky DLP
2016 Kaspersky Anti-APT (ожидается)*

* Строго говоря, продукт является антивирусным, но принадлежит к другому сегменту рынка защиты от целенаправленных атак.

 

Пройдем по порядку по этим относительно молодым для «Лаборатории Касперского» продуктам и услугам. По моей оценке, пока они не вносят большего вклада в доходы компании, но в будущем ситуация может кардинально измениться.

 

2010

Защита от DDOS

В середине 2010 года «Лаборатория Касперского» объявила о запуске в промышленную эксплуатацию нового сервиса Kaspersky DDoS Prevention (KDP) на территории Российской Федерации. Объем глобального рынка устройств для защиты от DDoS-атак, не считая специализированных услуг, оценивался исследовательским агентством Infonetics Research в 2010 году всего в $146 млн. Но ставка на этот рынок, как оказалось, была вполне оправдана. За последние пять лет объем рынка ежегодно увеличивался на 48% и к концу 2015 года составит без малого $500 млн.

Сейчас Kaspersky DDoS Prevention предназначен для защиты интернет-ресурсов крупных и средних предприятий от DDoS­-атак. Сервис постоянно развивается и является мощной распределенной системой защиты, способной противостоять атакам любой сложности. С 2014 года Kaspersky DDoS Prevention продается глобально,  отрабатывается канал продажи через хостинг-провайдеров.

По данным компании Cisco, количество подключенных к интернету устройств уже превысило 14 млрд (в два раза больше населения Земли), в 2019 году их будет уже 24 млрд. Вместе с этим увеличивается пропускная способность каналов и проникновение беспроводных технологий доступа. Все это в будущем неизбежно приведет к становлению миллиардного рынка защиты от DDoS-атак ($1.5 млрд в 2018 году, по прогнозу Infonetics Research), что уже соизмеримо с антивирусным рынком. Есть за что побороться.

 

2011

Контроль внешних устройств, веб-фильтрация и поиск уязвимостей

В 2011 году «Лаборатория Касперского» сделала первый значимый шаг на пути от обычного антивируса с комплексному продукту для защиты конечных точек. На замену Kaspersky Anti-Virus for Windows Workstations 6.0 был выпущен совершенно новый продукт Kaspersky Endpoint Security 8, в котором появился контроль запуска программ, веб-фильтрация, контроль внешних устройств и поиск уязвимостей.

Выход  Kaspersky Endpoint Security 8 показал рынку, что «Лаборатория Касперского» не планирует становиться нишевой компанией и готова бороться за растущий корпоративный сегмент рынка информационной безопасности с Symantec, McAfee, Trend Micro и Sophos. Причем планировалось, что за счет этого новый продукт заинтересует крупные мировые компании, где позиции «Лаборатории Касперского» на тот момент были достаточно слабые.

 

2013

Шифрование и централизованное управление мобильными устройствами

Начало 2013 года ознаменовалось для «Лаборатории Касперского» знаковым событием. Компания наконец сделала важный шаг в сторону комплексного защитного продукта для защиты корпоративных рабочих станций, выпустив новый Kaspersky Endpoint Security 10 для Windows (KES 10).

Важен этот продукт был потому, что в нем впервые для «Лаборатории Касперского» появились функции шифрования жестких дисков, съемных носителей или отдельных файлов и зашифрованных архивов. Отдельно рынок шифрования конечных точек за последние годы растворился и стал частью большего рынка Endpoint Security. Поэтому данный функционал стоит рассматривать как часть комплексного предложения, а не как отдельный продукт или стратегический ход компании.

Также в KES 10 было добавлено централизованное управление мобильными устройствами (Mobile Device Management — сокращенно MDM). Последний компонент позволяет контролировать мобильные устройства сотрудников напрямую через Kaspersky Security Center 10, а также через Apple MDM и Microsoft Exchange ActiveSync. Администратор может управлять защитой мобильных устройств, настраивая работу каждого компонента защиты Kaspersky Security 10 для мобильных устройств (антивирусного сканера и монитора, шифрования, антивора и т. д.).

Также можно накладывать ограничения на устанавливаемое и используемое программное обеспечение. Чтобы унифицировать используемые приложения, администратор может задавать централизованную удаленную установку необходимого программного обеспечения на группу устройств или все устройства. Для разграничения личных и корпоративных данных можно создавать специальные защищенные контейнеры, в которых может храниться рабочая информация.

По данным исследования Mobile Device Management Market агентства Radicati Group, рынок MDM с 2012 по 2016 год вырастет с $525 до $1123 млн. В среднем рынок растет на 28% ежегодно.

 

Рисунок 3. Рост объема рынка управления мобильными устройствами, 20122016

Рост объема рынка управления мобильными устройствами, 2012–2016 

 

Рынок довольно молодой, но на нем уже присутствует много игроков. Однако признанных лидеров пока нет. У «Лаборатории Касперского» на рынке MDM есть хорошие шансы занять сильную позицию, так как имеется технологический задел для мобильных платформ и высок потенциал в смежном сегменте защиты рабочих станций. Дополнительный доход может быть получен за счет управления контентом на мобильных устройствах (Mobile Content Management). Таким образом, компания уже участвует в разделе еще одного миллиардного рынка.

Расследование компьютерных инцидентов

В мае 2013 года «Лаборатория Касперского» официально представила новый сервис расследования компьютерных инцидентов. Сервис предусматривает три последовательных этапа выполнения необходимых работ для устранения рисков, связанных с компьютерным инцидентом: оперативный анализ, расследование, экспертное сопровождение уголовного дела.

Специалисты «Лаборатории Касперского» могут провести исследование первичной информации об инциденте и полный анализ вредоноса. На основе этих данных клиент получает отчет, содержащий результаты исследования, а также рекомендации по устранению последствий случившегося инцидента. Документ может служить достаточным основанием для обращения в правоохранительные органы с целью проведения необходимых проверок.

Следующий этап предусматривает расследование, которое позволяет получить, а также проанализировать все технические и финансовые аспекты произошедшего инцидента, установить схему преступления, определить причастных лиц и подготовить данные, подтверждающие эти факты. Полученный отчет может быть использован правоохранительными органами для проведения доследственной проверки и расследования в рамках уже возбужденного уголовного дела. В случае возбуждения уголовного дела «Лаборатория Касперского» готова оказывать экспертную поддержку пострадавшей от преступления компании.

Чтобы предоставлять такие услуги, требуются глубокие компетенции по компьютерной криминалистике,  форензике, анализу вредоносных программ и других областях,  поэтому конкурентов у «Лаборатории Касперского» здесь немного.  Скажем, в нашей стране их всего два: Group IB и «Доктор Веб».

Пока что этот рынок небольшой: например, в России его объем можно оценить примерно в $8-12 млн по итогам 2014 года. В мире он на порядок больше, но все равно несоизмерим с антивирусным рынком. Поэтому данную услугу от «Лаборатории Касперского» стоит рассматривать как некий пресейл и дополнительную точку входа в новые или существующие аккаунты.

 

2014

Предотвращение финансового мошенничества в интернете

В феврале 2014 года была представлена новая платформа Kaspersky Fraud Prevention, которая обеспечивает многоуровневую защиту электронных платежей на всех этапах транзакции вне зависимости от используемого типа устройства. Решение имеет клиентские приложения, обеспечивающие безопасность финансовых операций, совершаемых пользователем, а также содержит специальные инструменты для защиты онлайн-транзакций на стороне финансовых организаций и компаний из сектора электронной коммерции.

В состав Kaspersky Fraud Prevention входят механизмы для защиты онлайн-транзакций на различных устройствах, серверные решения для распознавания мошеннических операций при обработке платежей, инструменты для разработки собственных защитных решений, а также дополнительные сервисы. Все части платформы могут работать как самостоятельно, так и в комплексе, дополняя друг друга и обеспечивая многоуровневую защиту на всех этапах прохождения онлайн-платежа.

Клиентские приложения Kaspersky Fraud Prevention работают на компьютерах с Windows и Mac OS X, а также на мобильных устройствах под управлением Android и iOS. Эти приложения, объединенные в линейку Kaspersky Fraud Prevention for Endpoints, предназначены для защиты устройств пользователей от финансовых киберугроз, характерных для конкретной операционной системы.

Серверный компонент платформы — Kaspersky Clientless Engine — функционирует в рамках IT-инфраструктуры клиента и позволяет выявить и предотвратить мошеннические транзакции даже в том случае, если на устройствах пользователей не установлены защитные решения. Чтобы оценить легитимность операции, Kaspersky Clientless Engine в режиме реального времени сопоставляет различные сведения о платеже и устройстве, с которого пришел запрос, выявляя подозрительные аномалии и попытки кибератак. Получив сообщение о вредоносной активности, сотрудник компании может быстро отреагировать и предотвратить кражу.

Согласно данным исследования CEB TowerGroup, только на борьбу с мошенничеством с банковскими картами в мире в 2014 году было потрачено $1.9 млрд.  В 2016 году этот рынок вырастет до $2 млрд. Сюда можно добавить еще мошенничество в сфере дистанционного банковского обслуживания, онлайн-платежей и электронной коммерции. Рынок довольно емкий, с возможностью прямого обоснования затрат на защиту и расчета окупаемости. Поэтому при правильном подходе ЛК имеет все шансы на значительные доходы от продаж Kaspersky Fraud Prevention.

 

2015

Защита конфиденциальных данных от утечки

Разработку своего DLP в «Лаборатории Касперского» вели с 2009 года, но только в начале 2015 «Лаборатория Касперского» наконец представила Kaspersky DLP. Это специальное дополнение к существующим традиционным продуктам компании.

Kaspersky DLP позволяет контролировать и при необходимости предотвращать передачу конфиденциальной информации через сообщения электронной почты Microsoft Exchange или через документы на серверах Microsoft SharePoint.  Модуль для защиты от утечки данных Kaspersky DLP дополняет корпоративные решения «Лаборатории Касперского»: Kaspersky Total Security для бизнеса, Kaspersky Security для почтовых серверов и Kaspersky Security для серверов совместной работы. 

Мировой рынок DLP, по данным IDC , по итогам 2013 года превышает $630 млн. Клиенты — преимущественно крупные корпорации и государственные организации. Ежегодный рост рынка за последние 5 лет составляет 15–17%. Все это делает столь близкий «Лаборатории Касперского» рынок очень привлекательным в будущем.

В текущем виде Kaspersky DLP пока не способен напрямую конкурировать с признанными лидерами этого рынка, но в вместе с функциями контроля внешних устройств и шифрования, уже имеющимися в Kaspersky Endpoint Security, может стать легкой и доступной альтернативой.

Kaspersky Security System

«Лаборатория Касперского» уже больше 5 лет занимается разработкой защиты для объектов критической инфраструктуры (включая АСУ ТП). Пока публично известно лишь о некоторых элементах из общей концепции таких объектов, в которую входит в том числе собственная защищенная операционная система.

В феврале 2015 года «Лаборатория Касперского» представила публике инновационную платформу Kaspersky Security System — специализированное решение для обеспечения защиты различных информационных систем с повышенными требованиями к кибербезопасности: от ERP и электронного документооборота до интеллектуальных электросетей, систем управления объектами критической инфраструктуры и даже интернета вещей.

Платформа доступна в виде интегрируемого OEM-компонента, рассчитанного на производителей и поставщиков комплексных IT-решений. Первый проект внедрения модуля Kaspersky Security System был реализован в рамках интеграции с операционной системой реального времени PikeOS, производителем которой является компания SYSGO. Ключевой особенностью платформы Kaspersky Security System является возможность контролировать взаимодействие программных компонентов внутри информационной системы на основе предварительно описанных свойств безопасности и правил этого взаимодействия, а также фиксировать или блокировать отклонения, вызванные как внутренними ошибками, так и попытками несанкционированного доступа.

В комбинации с PikeOS платформа «Лаборатории Касперского» обеспечивает надежность коммуникаций и соблюдение политик безопасности на уровне диспетчерского управления и сбора данных, а также программируемых логических контроллеров в АСУ ТП. Другими словами, модуль Kaspersky Security System допускает выполнение только заранее согласованных и разрешенных процессов, предотвращая таким образом проникновение вредоносных программ и любые негативные последствия вредоносной деятельности. При этом, по заявлениям разработчиков, решение не оказывает никакого влияния на работу приложений, управляющих технологическими процессами.

Оценить потенциал этого рынка для ЛК представляется очень сложной задачей, учитывая множество неизвестных. Но можно однозначно говорить, что с ростом реальных угроз кибершпионажа, кибервойн и террористических актов защите критически важных объектов будет уделяться самое пристальное внимание и на бюджеты здесь скупиться никто не станет.

 

Что из неантивирусного ждать в ближайшем будущем?

В заключение хотелось бы заглянуть в будущее и проанализировать дальнейшие шаги ЛК по диверсификации своих доходов и развитии новых продуктов. Речь пойдет как об уже анонсированных продуктах (как, например, о защите от целенаправленных атак и о Kaspersky Industrial Security), так и о совершенно новых типах продуктов, которые могут появиться в обозримом будущем.

Защита от целенаправленных атак (Anti-APT)

В апреле 2015 года «Лаборатория Касперского» рассказала о планах по выпуску в начале следующего года решения для защиты от целенаправленных атак (Anti-APT). ЛК планирует запустить его тестирование уже в конце 2015, а открыть для всех желающих — в начале следующего года.

Ожидается, что решение будет помогать специалистам ИБ выявлять целенаправленные атаки с применением ранее неизвестных вредоносных программ и эксплойтов. Для этого «Лаборатория Касперского» собирается использовать три компонента: эмулятор рабочего окружения клиента (так называемую песочницу), сенсоры сетевой активности и агенты для рабочих станций.

Информация из этих модулей, расположенных по всей корпоративной сети, будет собираться в центр управления, где и будет приниматься решение о вредоносной активности. При этом компания рассчитывает представить не только инструмент для защиты от нападений, но и для проведения последующего расследования инцидентов — сенсоры и агенты будут собирать сведения о деятельности подозрительных программ, которые могут впоследствии быть использованы для поиска нарушителей и доказательства их вины.

Kaspersky Industrial Security

Новое решение Kaspersky Industrial Security несколько раз уже демонстрировалось на отраслевых конференциях (см. рисунок 4), но официально в продаже не появилось. По сути это вариант Kaspersky Endpoint Security 10, адаптированный к специфике применения для защиты рабочих станций в объектов критической инфраструктуры. Однако пока не состоялся коммерческий релиз, говорить о его возможностях и точных характеристиках преждевременно.

 

Рисунок 4. Интерфейс агентского компонента Kaspersky Industrial Security

Интерфейс агентского компонента Kaspersky Industrial Security 

Защита для центров обработки данных

Было бы логично ожидать появления у ЛК специального решения для защиты центров обработки данных (ЦОД). Такие центры уже имеют многие крупные компании, и их количество будет только расти. Кроме них возможна продажа защиты через поставщиков услуг IaaS и PaaS.

В технологическом плане у ЛК все уже имеется. Разработан и активно развивается специальный продукт Kaspersky Security для виртуальных сред. Уже есть ряд компонентов для создания решения для ЦОДов: антивирус, IPS, шифрование, контроль внешних устройств, DLP и защита от DDoS. Все упирается лишь в разработку специальной сервисной платформы и создание нового канала продаж. Поэтому появление такого решения в ближайшие несколько лет, с моей точки зрения, очень вероятно.

Развитие анализа защищенности

Анализ защищенности для конечных точек корпоративной сети появился у ЛК еще в Kaspersky Endpoint Security 8, но пока все сводится лишь к поиску незакрытых уязвимостей на рабочих станциях c использованием базы данных Secunia и инвентаризации установленного ПО. В перспективе этот компонент может быть существенно модернизирован.

Можно ожидать появления таких функций, как сетевой сканер (в дополнение к хостовому), аудит паролей, аудит конфигураций, анализ соответствия общим политикам безопасности, стандартам и требованиям регуляторов.

Защита интернета вещей  (IoT)

Интернет вещей (Internet of Things — сокращенно IoT) в ближайшие годы станет огромным рынком. По прогнозу IDC, объем глобального рынка IoT вырастет с $655 млрд долл. в 2014 году до $1,7 трлн в 2020.

Всего же в мире, по прогнозу IDC, количество подключенных к интернету устройств увеличится с 10.3 млрд в 2014 году до 29.5 млрд в 2020. Прогноз  BI Intelligence еще более оптимистичный — 34 млрд устройств к 2019 году.

 

Рисунок 5. Прогноз количества устройств, подключенных к интернету в мире, 20132019

Прогноз количества устройств, подключенных к интернету в мире, 2013–2019 

 

Если предположить, что на его защиту будет выделяться хотя бы 2% от этой суммы, то к 2020 году мы будем иметь новый рынок с емкостью свыше $34 млрд! Огромные деньги при полном отсутствии готовых продуктов.

У ЛК уже есть продуманная концепция и наработки в области защиты АСУ ТП и других критически важных объектов инфраструктуры. Эти наработки вполне могут быть перенесены на уровень IoT в перспективе нескольких лет.

 

Выводы

Вопреки расхожему мнению, «Лабораторию Касперского» давно нельзя считать нишевым антивирусным вендором. Как я показал выше, в портфеле компании много неантивирусных продуктов и услуг или дополнений к традиционным продуктам. Все они постепенно находят своего клиента и занимают свою долю рынка.

Мировой антивирусный рынок переживает не самые лучшие времена: рост остановился, конкуренция возросла. Отмечается снижение спроса на традиционные антивирусные продукты, например, в сегменте защиты для персональных компьютеров. Чтобы не потерять доходы и минимизировать риски, необходимо инвестировать в другие продукты и другие рынки, что и делает руководство ЛК.

Компания фактически уже вышла далеко за границы антивирусного рынка, активно диверсифицируя продуктовый портфель и набор сопутствующих услуг.

В совокупности «Лаборатория Касперского» вышла на несколько новых для себя сегментов рынка информационной безопасности с общим объемом более $3 млрд. Все они за небольшим исключением относятся к быстрорастущим, и в ближайшей перспективе их общий объем вырастет до $5 млрд.

Таким образом, при оптимистичном сценарии ЛК имеет все шансы заработать намного больше на неантивирусных продуктах, чем потерять от падения спроса на традиционные для нее антивирусы.

Возможно, нас будет ожидать еще много сюрпризов. «Лаборатория Касперского» запустила собственную программу для стартапов, и кто знает, какие идеи и проекты могут из этого вырасти.

Аналитик Василий, о котором шла речь в начале, и его друзья из венчурных фондов могут не переживать за «Лабораторию Касперского», а переосмыслить стратегию компании и подробнее изучить ее неантивирусные продукты и их потенциал.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru