Рост роли ЦФА в российской экономике: новые возможности и риски

Рост роли ЦФА в российской экономике: новые возможности и риски

Рост роли ЦФА в российской экономике: новые возможности и риски

Что такое цифровые финансовые активы (ЦФА)? Почему в РФ возникла потребность в правовой базе для ЦФА? Как их использование уже начало (и будет) отражаться на экономике России, какие с этим связаны возможности и риски?

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Нормативная правовая база ЦФА в России
  3. Крупные российские компании осваивают ЦФА
  4. Риски, связанные с ЦФА
    1. 4.1. Первые конфликты
    2. 4.2. Риски мошенничества
    3. 4.3. Риски в области кибербезопасности
    4. 4.4. Регуляторные риски
  5. Выводы

Введение

Цифровые финансовые активы (ЦФА) — электронные записи о правах на имущество, которые могут быть использованы для осуществления платежей, инвестирования и других финансовых операций. Закон 259-ФЗ определяет ЦФА как электронные права на различные активы — от традиционных денежных средств до драгоценных металлов.

ЦФА могут быть привязаны к традиционным активам (например, акциям), но также могут и существовать независимо от них. ЦФА — это, среди прочего, оцифрованные финансовые права, доли участия в непубличных акционерных обществах, токены обеспеченные материальными активами, а также права по эмиссионным ценным бумагам.

Ещё в начале 2020 года ЦФА в России воспринимались как нечто экзотическое, связанное с криптовалютами и не имеющее чёткого правового статуса. Однако по мере того как цифровизация экономики набирала обороты, а интерес к новым технологиям инвестирования возрастал, ЦФА начали привлекать внимание крупных банков и компаний в России.

В 2020 году был принят первый закон «О цифровых финансовых активах», ставший отправной точкой для легализации этого сектора и создания его правовых основ. В марте 2024 года Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий использование ЦФА для международных платежей.

Впрочем, хотя правовое поле становится более чётким и определённым, в этом направлении всё ещё существует много лазеек и уязвимостей, которыми могут воспользоваться мошенники.

Нормативная правовая база ЦФА в России

В отличие от традиционных финансовых инструментов, ЦФА не требуют сложных и длительных бюрократических процедур выпуска. Благодаря использованию смарт-контрактов весь процесс может занять всего пару дней. Это радикально сокращает затраты времени по сравнению, например, с выходом на биржу (IPO), который может занять месяцы, а иногда — и годы.

Путь в сторону правового регулирования цифровых финансовых активов в России начался в 2018 году. Был разработан законопроект, первоначальные версии которого концентрировались скорее на определении ЦФА, чем на создании чёткой системы правил. Он не был принят, и лишь в 2020 году появилась новая его версия.

Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах» получил одобрение в июле 2020 года и вступил в силу в начале 2021-го. Он заложил основы для регулирования ЦФА, определив их юридический статус и установив правила обращения. Согласно этому закону, выпуск и обращение ЦФА осуществляют операторы информационных систем (ОИС), к которым относятся банки и другие юрлица. Для обеспечения прозрачности и защиты прав инвесторов деятельность ОИС строго регламентируется: они обязаны пройти регистрацию в специальном реестре, который ведётся Банком России.

В марте 2024 года Владимир Путин утвердил закон, который разрешает применение ЦФА в международных платежах. Это событие знаменует важную веху в развитии законодательства о ЦФА и открывает новые горизонты для российских компаний, желающих расширить своё присутствие на глобальном рынке.

Рестрикции, наложенные на Россию, создали серьёзные помехи в международной торговле. Традиционные системы платежей стали недоступны, а валютные операции — затруднены. В этой ситуации цифровые финансовые активы могут стать новым инструментом для обхода ограничений. Например, ЦФА могут использоваться для того, чтобы финансировать экспорт и импорт минуя традиционные банки.

ЦФА могут использовать блокчейн, но не стоит путать их с криптовалютой. В правовой среде РФ цифровые финансовые активы выпускаются официальными платформами и регулируются Центробанком. Как следствие, у ЦФА появляются конкретные эмитенты, обладающие статусом ОИС (см. выше), что гарантирует определённый уровень контроля и прозрачности. Криптовалюта же часто выпускается децентрализованно. Кроме того, изначальная идея криптовалют заключалась в том, чтобы создать альтернативу традиционным деньгам, а ЦФА, напротив, задуманы не как средство платежа, а как оцифрованные финансовые права.

Крупные российские компании осваивают ЦФА 

Рынок цифровых финансовых активов в России демонстрирует стремительный рост. Согласно данным Банка России, в 2023 году было размещено 304 выпуска ЦФА на общую сумму 65 млрд рублей. Это в 88 раз больше, чем в 2022 году, когда было размещено всего 19 выпусков на 728 млн рублей. На сайте Банка России указано, что с 2022 по 2024 год в реестр операторов информационных систем было включено 11 компаний. При этом большинство из них используют блокчейн в качестве опорной технологии для своих систем.

ЦФА привлекают всё больше внимания крупных игроков. Среди компаний и организаций, активно осваивающих этот сегмент, — «Сбер», «Альфа-Банк», Мосбиржа. В июне 2023 года ВТБ и РЖД совершили крупнейшую сделку с ЦФА в России, эмитировав цифровые активы на сумму 15 млрд рублей. 

Риски, связанные с ЦФА

ЦФА, как и традиционные финансовые активы, подвержены риску мошенничества, волатильности и манипуляций. Без законодательной базы, защищающей интересы инвесторов, рынок ЦФА может стать непредсказуемым и небезопасным.

Платформы для выпуска и обращения ЦФА становятся привлекательными целями для хакеров и мошенников. Более того, недостаточно проработанная правовая база может привести к конфликтам между участниками рынка.

Первые конфликты

Одним из первых крупных споров вокруг ЦФА в России стал конфликт между алюминиевой компанией «Русал» и миллиардером Владимиром Потаниным.

«Русал» обвинил Потанина в использовании программы мотивации сотрудников «Норникеля» с применением ЦФА на платформе Atomyze для личной выгоды. Согласно позиции «Русала», действия Потанина вылились в финансовый ущерб для «Норникеля», поскольку средства компании были использованы для развития площадки Atomyze и программы «Цифровой инвестор» в личных интересах бизнесмена. Платформа, о которой идёт речь, принадлежит «ТКС Холдингу», контролируемому Потаниным, и кипрской Tokentrust Holdings, чьими акциями владеют как «Норникель», так и сам Потанин.

Риски мошенничества

Существуют риски появления поддельных ЦФА, маскирующихся под легитимные. Злоумышленники часто выдают себя за представителей известных компаний или проектов, предлагая «инвестиции» в несуществующие или необеспеченные цифровые активы. Они создают поддельные веб-сайты, практически неотличимые от легитимных платформ, что делает их особенно опасными для начинающих инвесторов. Огромное количество фишинговых ссылок в интернете ведут именно на поддельные инвестиционные сайты.

Процесс обмена цифровых финансовых активов (ЦФА) часто включает в себя переход через обычные фиатные валюты. Такой «мостик» между ЦФА и традиционными финансами снижает прозрачность операций и усложняет их отслеживание. Именно на этом этапе обмена возникают уязвимости, позволяющие мошенникам манипулировать транзакциями и скрывать свои действия.

Риски в области кибербезопасности

Российский рынок ЦФА построен по иным принципам, чем рынок традиционных активов, таких как облигации. Часто в основе инфраструктур платформ для торговли ЦФА лежат частные блокчейны ОИС. 

В правовом поле РФ пока не сформулированы достаточно чёткие регламенты по части интероперабельности платформ, плюс отсутствуют ясные требования к количеству и условиям работы внешних узлов информационных систем. Из-за того что нормативы безопасности для ЦФА недостаточно проработаны, в инфраструктурах платформ для торговли ЦФА может быть больше уязвимостей, чем в их аналогах из сферы традиционных финансов.

Крупные фирмы, заказывая тестирование на проникновение, часто ошибочно полагают, что уязвимости блокчейна, если они есть, будут отражены в отчёте. Однако исполнители не всегда обладают достаточной квалификацией в сфере блокчейна, и информация о подобных уязвимостях может отсутствовать в отчёте, даже если бреши существуют.

Кроме того, операции с ЦФА часто осуществляются с помощью смарт-контрактов, а следовательно, хакеры могут воспользоваться изъянами в смарт-контрактах, чтобы украсть средства пользователей. На криптобиржах такие инциденты уже бывали.

Добавим также, что утечка данных или несанкционированный доступ к платформам для торговли ЦФА могут привести к краже средств или идентификационных данных.

Наконец, торговля цифровыми финансовыми активами сопряжена с рисками, которые возникают из-за необходимости централизованного обмена информацией. Для обеспечения общей доступности данных в системе нужен центральный узел, который по вполне очевидным причинам становится приоритетной мишенью для хакеров. 

Регуляторные риски

Изменения в законодательстве могут повлиять на правила обращения ЦФА и методы борьбы с мошенничеством. Неопределённость в правовой среде создаёт дополнительные риски для участников рынка.

Новые правила могут потребовать усиления мер по идентификации пользователей и мониторингу транзакций. Усиленное регулирование, в свою очередь, может затруднить доступ на рынок и работу с активами, особенно для небольших и средних предприятий.

Нынешние геополитические реалии создают особый спектр рисков в сфере ЦФА. Политические решения или международные рестрикции могут стать причиной возникновения дополнительных сложностей в ведении бизнеса и выполнении обязательств перед инвесторами.

Выводы

Цифровые финансовые активы в России становятся важным инструментом, способным изменить экономику страны. Государство серьёзно относится к их внедрению: в 2020 году был принят закон, который легализовал этот сектор, а в 2024-м ЦФА разрешили использовать для международных платежей.

Развитие цифровых активов обещает множество преимуществ: инвесторы получают доступ к широкому спектру финансовых инструментов, открываются новые горизонты для экономики. Транзакции с ЦФА становятся быстрее и дешевле, что повышает эффективность финансовых рынков и может привлечь иностранные инвестиции. 

Однако новые технологии также создают риски. Недостаточно проработанная правовая база и угроза кибератак требуют от государства и бизнеса совместных усилий для создания безопасной среды.

Таким образом, успех ЦФА в России зависит от дальнейшего совершенствования правовой базы, укрепления кибербезопасности и создания условий для развития отечественных компаний в этой сфере.

Полезные ссылки: 
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru