МВД РФ дало оценку масштаба мошенничества в России и советы по борьбе с ним

МВД РФ дало оценку масштаба мошенничества в России и советы по борьбе с ним

МВД РФ дало оценку масштаба мошенничества в России и советы по борьбе с ним

Руководитель управления МВД России по борьбе с противоправным использованием информационных технологий оценил угрозу телефонного мошенничества в нашей стране. Он назвал причины, способствующие росту количества преступлений, и методы, используемые правоохранительными органами для противодействия и профилактики.

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Новое управление в составе МВД России
  3. Кадры решают всё
  4. Внедрение платформы «Антифрод»
  5. Тренды в организации борьбы против телефонного мошенничества
  6. Самое слабое звено — человек
  7. Особенности телефонного мошенничества в России
  8. Региональный опыт противодействия телефонному мошенничеству
  9. Что делать дальше?
  10. Выводы

Введение

12 марта в МИА «Россия сегодня» состоялось открытое заседание президиума Общественного совета при МВД России, на котором был представлен отчёт нового управления МВД, созданного в 2023 году для организации борьбы с противоправным использованием ИТ. Обсуждались также вопросы организации взаимодействия органов МВД с гражданским обществом в части профилактики киберугроз и обеспечения ИБ. В мероприятии приняли участие члены президиума и представители общественных советов при территориальных органах МВД России.

 

Рисунок 1. Открытое заседание президиума Общественного совета при МВД России

Открытое заседание президиума Общественного совета при МВД России

 

Новое управление в составе МВД России

Управление МВД России по организации борьбы с противоправным использованием ИКТ было создано в 2023 году в рамках реализации Указа Президента РФ от 30 сентября 2022 г. № 688 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Его деятельность объединяет работу специализированных региональных отделов МВД России, которые занимаются проведением расследований компьютерных преступлений.

В функции нового управления входит решение следующих задач:

  • предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие киберпреступлений и правонарушений в сфере ИКТ;
  • анализ сетевых данных в целях выявления запрещённого контента и противодействия преступности;
  • обеспечение взаимодействия подразделений органов МВД России с организациями информационно-коммуникационной сферы, иными участниками информационного обмена, включая агрегаторов больших данных.

Необходимость создания нового управления обусловлена серьёзным ростом количества преступлений с применением ИТ, который наблюдался в последние годы. Речь идёт о совершении компьютерных атак, хищении денежных средств дистанционными методами, развитии различных направлений теневой цифровой индустрии, не отвечающих требованиям российского законодательства.

Отчёт по работе нового управления представил его руководитель — генерал-майор полиции Филипп Немов.

 

Рисунок 2. Руководитель управления Ф. Немов (слева) и А. Кучерена (справа), председатель Общественного совета

Руководитель управления Ф. Немов (слева) и А. Кучерена (справа), председатель Общественного совета

 

Кадры решают всё

Филипп Немов отметил, что преступления в сфере ИКТ нарастают под влиянием нынешнего общественно-политического фона, но главными являются «естественные» причины. Речь идёт о постепенном переходе уличной преступности в «цифру». «Если вовлечение в уличную преступность требует от человека преодоления психологических барьеров, то для его вовлечения в преступления в сфере ИКТ подобных ограничений нет. Совершая преступление, злоумышленник может даже не осознавать полноты и тяжести поступка. В результате в неё легко вовлекается молодёжь в возрасте 16 — 18 лет, составляющая костяк преступности этого типа».

Преступления с использованием ИКТ получили широкое распространение. Их масштаб уже настолько велик, что они представляют «серьёзную угрозу для граждан, правопорядка и национальной безопасности страны». Поэтому борьба с этим явлением требует адекватных мер противодействия.

Формирование штатного состава нового управления ещё продолжается. Уже на этапе планирования было заявлено, что процесс «будет осуществляться за счёт перераспределения штатной численности органов внутренних дел и не потребует выделения дополнительного финансирования».

Внедрение платформы «Антифрод»

Начало работы нового управления совпало со внедрением по всей России платформы «Антифрод» для борьбы с телефонным мошенничеством. Официально она была запущена Роскомнадзором в январе 2023 года. Её работа связана с реализацией организационных требований в рамках единой системы, чтобы осуществлять автоматическую блокировку телефонных номеров при обнаружении их подмены. К участию были привлечены все российские телеком-операторы, которые до конца февраля 2024 года обязаны были подключиться к новой платформе.

Благодаря своевременно принятым мерам удалось, например, подавить в 2023 году мошенническую подмену номера «900», который принадлежит «Сбербанку». Теперь все абоненты России могут быть уверены, что полученное СМС-сообщение или голосовой вызов с этого номера — настоящие.

В то же время говорить о глобальной смене тренда пока не приходится. Мошеннические кибератаки всё ещё остаются реальностью для россиян. Как отметил Филипп Немов, они постоянно изменяются, и если ещё совсем недавно злоумышленники опирались в первую очередь на «привлекательность» своих предложений, то теперь сделан крен в сторону оказания сильного психологического давления на жертву.

Длительность психологических атак может достигать нескольких месяцев. Для противодействия им недостаточно простого отслеживания телефонных номеров. Требуется в том числе привлекать учёных, чтобы иметь подготовленные правила для противодействия злоумышленникам.

Тренды в организации борьбы против телефонного мошенничества

В частности, Филипп Немов рассказал о сотрудничестве со специалистами Института Сербского (ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России), которые разработали методологию оценки психологического портрета пострадавшего при телефонном мошенничестве.

Внедрение новых рекомендаций, в частности в банковскую сферу, помогает выявлять людей подверженных психологическому влиянию. Это позволяет предложить им своевременные рекомендации в случае выявления попыток воздействия со стороны злоумышленников.

Особую опасность на нынешнем этапе несёт один из новых трендов в организации телефонных атак, когда жертву якобы привлекают к расследованию для оказания содействия правоохранительным органам (ФСБ, МВД) с целью выявления недобросовестных действий банковских работников или чиновников. По словам Филиппа Немова, на подобное «доверие» откликается значительная часть жертв. Многие проявляют готовность оказать посильную помощь для выявления «вороватых представителей банковской системы, коррумпированных правоохранителей... Это действует как триггер в сознании людей. Люди попадают в состояние зомби под воздействием опытных социальных инженеров».

Самое слабое звено — человек

По мнению руководителя управления МВД, самым слабым звеном в системе правонарушений сейчас является человек. «На другой стороне работают опытные социальные инженеры. Они постоянно изобретают новые приёмы, опираясь на неподготовленность людей в этой сфере и их психологию».

«Чтобы бороться с этим явлением, недостаточно опираться только на применение технических средств защиты. В первую очередь необходимо работать на человека: повышать его информирование, предоставлять разъяснения, делать их доступными и понятными», — считает Филипп Немов.

Если кому-либо поступают звонки якобы от представителей госслужб, то не следует общаться с ними по телефону. Согласно рекомендациям управления МВД, госслужащим надлежит использовать портал «Госуслуги» или делать официальный запрос по месту жительства.

 

Рисунок 3. Выводы ВЦИОМ по результатам опроса 2024 года по теме «Телефонное мошенничество»

Выводы ВЦИОМ по результатам опроса 2024 года по теме «Телефонное мошенничество»

 

Филипп Немов отметил высокий уровень квалификации мошенников, хорошее понимание ими психологии человека, умение использовать «существующие реперные точки в общественном сознании». Бороться с этим явлением сложно, «часто вывести человека из этого состояния не удаётся».

В качестве решения глава управления видит усиление информирования граждан об известных способах правонарушений. «Необходимо агрессивно проводить разъяснительные кампании, активно сообщать о правах и обязанностях граждан во взаимодействии с правоохранительными органами. Необходима агрессивная профилактика с донесением до граждан информации о способах совершения преступлений и существующих способах защиты».

Председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена считает, что эффективный заслон против телефонного мошенничества можно поставить путём выпуска простых правил для граждан, из которого люди смогут узнать признаки кибератак и список необходимых действий, позволяющих избежать попадания в сети мошенников.

 

Рисунок 4. А. Кучерена (справа) предлагает разработать простые правила для борьбы с мошенничеством

А. Кучерена (справа) предлагает разработать простые правила для борьбы с мошенничеством

 

Члены Общественного совета поддержали пожелание председателя. В качестве наглядного примера того, что уже создано, они назвали перечень самых распространённых «сценариев», используемых злоумышленниками. Он был разработан на основе расследований, проведённых управлением МВД России по противодействию киберпреступности, и недавно появился в телеграм-канале официального представителя министерства Ирины Волк.

 

Рисунок 5. Перечень наиболее распространённых «сценариев» телефонных мошенников

Перечень наиболее распространённых «сценариев» телефонных мошенников

 

Особенности телефонного мошенничества в России

Как показывает статистика ВЦИОМ, в России сейчас наблюдается очень широкое распространение телефонного мошенничества, причём оно сильно отличается от того, что происходит в других странах. Как отметил Филипп Немов, кибератаки этого типа в большинстве зарубежных стран имеют иной характер — с точки зрения направленности, выбора жертв, используемых методов воздействия, применяемых способов вывода денежных средств.

Характерной особенностью телефонного мошенничества в России, по словам Филиппа Немова, является, например, то, что «95 % ИКТ-преступлений совершается сейчас с территории недружественных государств, прежде всего Украины. Это порождает безнаказанность и вакханалию. Нам удаётся дотянуться только до инфраструктуры, которая используется для совершения преступлений. Но помешать её дальнейшему использованию и наказать виновных мы не можем... При этом мошеннические колл-центры пользуются теми же сервисами, которые развёрнуты в РФ, а вывод денежных средств производится через криптовалюты».

Региональный опыт противодействия телефонному мошенничеству

О региональном опыте борьбы с телефонным мошенничеством рассказал Дмитрий Осипов, председатель Общественного совета при МВД России по Кемеровской области.

 

Рисунок 6. Д. Осипов (слева) рассказывает, как ведётся борьба с мошенничеством в Кемеровской области

Д. Осипов (слева) рассказывает, как ведётся борьба с мошенничеством в Кемеровской области

 

В прошлом году в этом регионе была проведена масштабная кампания в социальных сетях, связанная с демонстрацией обучающих материалов по противодействию мошенничеству. Был создан новостной «Правоохранительный портал Кузбасса», где публиковалась информация об инцидентах. Тематические аудиоролики транслировались через местную радиостанцию «Радио Ваня». На ГТРК «Кузбасс» демонстрировали статистику по количеству совершённых в регионе ИТ-преступлений и размеру причинённого ущерба.

Более трёх лет в Кузбасском регионе работает некоммерческий киберпроект «Пика». В его состав входит около 40 волонтёров, которые заняты выявлением противоправного интернет-контента для его блокировки. Сам поиск осуществляется с использованием пяти нейронных сетей. Они выявляют подозрительные веб-ресурсы по ключевым словам и формируют список, передаваемый волонтёрам. Те отбирают вручную противоправные сайты и делятся веб-адресами с Роскомнадзором.

 

Рисунок 7. Результаты трёх лет работы системы «Пика» на Кузбассе

Результаты трёх лет работы системы «Пика» на Кузбассе

 

Что делать дальше?

Филипп Немов обратил внимание на то, что главными правонарушителями в сфере ИКТ являются подростки от 16 до 18 лет. Они легко вовлекаются злоумышленниками в дистанционные преступления и часто относятся к новой для себя деятельности как к «игре, приносящей заработок». В результате для них стирается граница между преступлением и предпринимательством.

Для борьбы с этим явлением необходимо развивать конструктивный диалог органов МВД с гражданским обществом. Но не следует ограничиваться только обсуждением злободневных вопросов. По мнению Немова, необходимо находить оптимальные решения, организовывать совместные акции и мероприятия, реализовывать социально значимые проекты.

Ответ на вопрос о выборе оптимальной формы взаимодействия оказался не настолько очевидным, как думали участники заседания. Большинство представителей Общественного совета при МВД России, как мы уже сказали, настаивали на том, что управлению необходимо подготовить перечень простых правил, которые помогут гражданам своевременно выявлять преступления и не становиться жертвами. В то же время Филипп Немов заявил, что «простых решений не бывает». По его мнению, главным мотивом вовлечения в преступления является безнаказанность. Она базируется на анонимности и дистанционной форме совершения кибератак. Нынешние российские реалии усложняют задачу: в отношении многих киберпреступлений можно собрать только данные об используемой злоумышленниками инфраструктуре. «Дотянуться» до исполнителей пока не представляется возможным.

Особую сложность имеет также вопрос о том, кто должен компенсировать материальные потери, если телефонное мошенничество не удалось предотвратить. Как показали результаты опроса ВЦИОМ за 2024 год, российские граждане считают, что украденные деньги должны возвращать правоохранительные органы (44 %) или банковские структуры (31 %). Проблематичность изъятия украденных денежных средств у злоумышленников не рассматривается значительной частью граждан как аргумент.

Выводы

Отчёт нового управления МВД России по организации борьбы с противоправным использованием ИКТ показал, что уже достигнуты первые положительные результаты. Необходимо расширять эту деятельность и привлекать к участию СМИ, научные организации, рядовых граждан. Решить возникающие проблемы можно только совместными усилиями и при грамотном взаимодействии всех сторон, считают участники прошедшего заседания президиума Общественного совета при МВД России.

Полезные ссылки: 
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru